поэтому для действительно обоснованных характеристик и
прогнозов необходимо составлять подробную карту, какую только
позволяют составить современные компьютеры. Иначе различий
окажется больше, чем сходства.
Не удивительно, что митраизм, как пишет Плутарх, 'сделался
религией солдат'. Он считал, что этот культ разнесли по
Вредиземноморью пираты. Так или иначе, культ этого солнечного бога
был распространен по всему Средиземноморью, от Турции до Испании.
Римляне называли его Deus Sol Invictus (Непобедимое Солнце), строили
ему алтари и целые храмы.
В конце эпохи римских завоеваний воитель Митра стал
отождествляться со Спасителем, которого ожидали религии конца эры
Овна. День его рождения отмечался ежегодно 25 декабря - еще одно
добавление к той почве, на которой возникло христианство.
Но самое удивительное даже не то, что алтари Митры сохранились
до наших дней - мало ли святилищ древности сохранилось среди
классических памятников, - а то, что его тайно почитают и сегодня. В
сырых подвалах нищенских домов, простоявших не одну тысячу лет в
древних городах давно ставшей католической Италии, прежде всего - в
'вечном городе' Риме, до сих пор сохраняются и поддерживаются алтари
солнечного бога.
В некоторых из них Митра изображен в виде крылатого бога с
львиной головой и человеческим телом, вокруг которого обвивается
змея. Это Эон, Безграничное Время (вспомните Зрван Акарана),
олицетворение не одного только Солнца, но и всего великого Космоса.
Het Monster. История эзотерических учений
Лекция 8. Каббалисты и суфии
Каббала
В уже упоминавшейся книге Сэмюэла Крамера 'История начинается в
Шумере' ни словом не упоминается божество-рыба Оанн или Оаннес, хотя
вообще рыбам, точнее, шумерийским текстам на эту тему, у него
посвящена целая глава.
Это в принципе характерно для академических ученых, не
приемлющих 'мистики' ни в каком виде: при самом скрупулезном
исследовании текста они ухитряются упустить самое главное. И
сами же впадают в мистику, начиная гадать, что может означать
тот или иной термин, и перевод, конечно, получается неверный.
Оаннес или Оанн - божество с головой и телом рыбы, но с
человеческими ногами (и с человеческим лицом), вышедшее, по преданию,
из Эритрейского моря (Аденский залив). Первоначально шумерийцы
поклонялись ему как богу-покровителю магии и волшебства, а позже
стали считать его богом мудрости, пришедшим научить людей
строительству городов и храмов, геометрии и гаданию (Gislaine et
Lucien Gerardin. La Magie: Un savoir en action. Paris, 1974).
По сути своей это такой же 'культуртрегер', каким был
Гермес-Тот у египтян по мнению греков или Енох-Идрис у евреев по
мнению арабов и т.д. - история, как мы знаем, пишется
ретроспективно. Возможно, что и Оаннес, и Енох были просто
учеными людьми, которых потом обожествили, как Гермеса
Трисмегиста. Знаменитый палеофутуролог Эрих фон Дэникен счел бы
их инопланетянами. Впрочем, это для нас в данном случае неважно.
Миф об Оаннесе подводит нас к важнейшему символу рыбы и ее
'родственницы' - змеи как олицетворения мудрости вообще и 'тайного'
(эзотерического) знания в частности.
Змея-кундали в Индии - видимо, змеи там были более
популярны, чем рыбы, ср. племя мудрецов-нагов; Св. Патрик
освободил от змей Ирландию, но Ирландия - страна рыбаков; и
потом, змея - все-таки более древний, хтонический символ, тогда
как рыба - символ чистого духа: может быть, оттого, что в рыбе
есть фосфор, который 'полезен для мозгов'?
Рыба-Оаннес 'всплывает' у нас дважды, в начале и в конце эры Рыб
(!). Последние века до нашей эры и первые века нашей дали всплеск
учений, теорий, и концепций, одной из которых стало христианство.
Символом раннего христианства, если вы помните, и были рыбы. Конец
XIX - начало XX в. дали новый всплеск, во многом основывавшийся на
переосмыслении теорий почти двухтысячелетней давности. К образу
Оаннеса вернулась Е.П. Блаватская, связав его с именем И-оанна
Крестителя (крестившего, как известно, в воде), а епископскую митру -
с убором в виде рыбьей головы, украшавшим головы шумерийских жрецов.
Однако это, конечно, не тот Оаннес, которому поклонялись
шумерийцы: 'С тех пор... неузнаваемо изменился облик богов и героев',
как писал греческий поэт Яннис Рицос. 'Тот' Оаннес впоследствии
слился с богом мудрости Эа, став одной из его ипостасей.