европейские языки из якутского в XVII в. - Ср. пьесу Екатерины
Великой 'Шаман сибирский'. В Якутию оно пришло через Монголию из
Индии (от санскр. camas - 'успокоение, покой').
Изначально шаман, без сомнения, продукт эры Тельца (вспомните
третью лекцию). Содержание этой 'профессии' за истекшие несколько
тысяч лет мало изменилось, изменился лишь уровень ее осмысления.
Сегодняшний шаман - это, как правило, человек с медицинским
образованием, принадлежащий к этносу-эгрегорогену (т.е. к коренному
населению) - суринамец, если вернуться к последнему примеру, или
китаец, если речь идет об акупунктуре, и имеющий подлинно
эзотерическое сознание, то есть, во-первых, не просто знающий, а
глубоко чувствующий законы микрокосма и макрокосма, а во-вторых,
целиком и полностью сознающий свою ответственность (нельзя нарушать
космическое равновесие).
Причем если первый и второй элементы факультативны (шаман может
не иметь медицинского образования или не принадлежать к
соответствующему этносу), то отсутствие третьего элемента
(эзотерического сознания) превращает шамана в колдуна, curandero в
brujo.
Словом curandero (целитель) в Лат. Америке называют
истинного шамана - такого, как Эдуардо Кальдерон из Эквадора,
описанного Дуглас Шарон в ее книге 'Мудрец Четырех Ветров'
(Sharon, Douglas. Wizard of the Four Winds. The Free Press, New
York 1978; dtsch. Magier der vier Winde. Verlag Hermann Bauer
KG, Freiburg in Breisgau, 1. Aufl. 1987). Он сам говорит о себе
так:
'Конечно, шаман должен быть добрым... Иначе нельзя.
Даже собирая растения, надо идти к ним с доброй душой, и они
выйдут тебе навстречу. Злой человек найдет только злые
растения... Перед тем, как стать curandero, я дал учителю
обещание: помогать людям, не думая о собственной выгоде,
помогать всем, кто нуждается в помощи - кто бы он ни был и какую
бы жизнь он ни вел'.
Brujo же, не вдаваясь в лингвистические подробности,
означает 'черный маг', 'злой колдун'.
Во всех странах мiра, от Чукотки до Огненной земли, принципы
работы шаманов одни и те же. Они используют взаимосвязи, существующие
между мiром видимым и мiром невидимым (закон подобия), воздействуя на
них с помощью тысячелетиями отрабатывавшихся приемов, чтобы
восстановить космическое равновесие там, где оно нарушено.
На видимом плане это ритуальные действия - танец, музыка,
молитва, благовония, манипулирование магическими предметами (кстати,
христианизация в данном случае не только не ограничила, но даже
обогатила их выбор: современные шаманы используют теперь четки,
распятия и христианские молитвы). На невидимом плане - ритуальное
поведение (соблюдение определенных правил жизни и обращения с
предметами). Таким образом, как писал уже цитировавшийся В.Р.
Арсеньев, 'Магия выступает не только как набор приемов
(инструменталистика), но и как особый способ восприятия мiра, как
стратегия воздействия на него в интересах людей' (Арсеньев В.Р. Звери
- боги - люди. М., 1991).
Во многих шаманских ритуалах для достижения медитативного
состояния (транса) используются наркотические вещества, главным
образом в виде тинктур и экстрактов (напитков): кола, чича ('кактус
Сан-Педро'), октли (пейотль) в Америке (отсюда 'октлупук' - варщики
октли), содержащие кокаин, мескалины и датуроиды соответственно,
амрита и сома в Индии, хаома у персов, содержащие эфедрин, амброзия у
греков, гашиш у арабов и т.д. Однако их применение строго дозируется
и допускается лишь в определенных случаях.
В качестве примера сошлемся на одного из крупнейших русских
эзотериков начала века - Г.О.М. (Генрих Оттонович М„биус: Курс
энциклопедии оккультизма, СПб., 1912): если хочешь усилить
восприятие - пей кофе, если желаешь усилить 'выдачу' информации
- пей чай. Если хочешь усилить и то, и другое на короткое время
- прими алкоголь ('коммиттментная доза' - 25 г.), но 'ни в коем
случае не повторяй приемов'.
Из своих знаний настоящие шаманы никогда не делают тайны - в
отличие не только от 'черных' шаманов-brujo, но и от жрецов чисто
религиозных культов. 'Я готов научить всякого, кто искренне этого
желает и действительно стремится к знаниям', - говорит тот же Эдуардо
Кальдерон. Другое дело, что не каждому дано научиться.
В заключение процитируем в этой связи слова другого крупнейшего
эзотерика начала века, англичанина Г.К. Честертона (1874-1936):
'Истинные