Het Monster

Тринадцать врат

египтян или египтяне у бамбара. И те, и другие отразили в своих

представлениях общий закон мiрового равновесия: Вселенная

устроена так, а не иначе, поэтому ее отражения в сознании любых

племен и народов будут схожи.

Вспомним марксистский закон единства и борьбы противоположностей

или слова Бхагван Шри Раджнеша, он же Ошо, великий учитель

современных русских и зарубежных индуистов. Возвращаясь к теме

Древней Индии и предваряя тему современных пост-индийских учений,

можно сказать, что заслуга Раджнеша состоит именно в адаптации

понятий всеиндийского плюрализма богов и мнений к ограниченно-

рационалистическому восприятию европейцев (или, точнее, вообще людей

Запада). Он писал:

'Противоположности - это не противоположности. Посмотрите

глубже, и вы ощутите их, как одну и ту же энергию' - это именно то, о

чем мы говорили на всех предыдущих лекциях... Помните спор между

ведантой и мимансой, иллюзия ли мiр или не иллюзия?

Но вернемся к нашим экзотическим культурам. Бамбара, как мы

помним, живут и в Мали. Мали - уже Тропическая Африка, область еще

более своеобразной культуры. Достаточно вспомнить, что в том же

тропическом поясе, только не на северо-западе, а на юго-востоке,

находилось легендарное государство Мономотапа (терр. сегодняшних

Зимбабве и Мозамбика).

Время этих культур циклично: 'что было, то и будет, и что

делалось, то и будет делаться' (Ек. 1:9). Человек и Вселенная или,

точнее, человеческое общество (община) и Вселенная едины, они

пребывают в равновесии, нарушать которое никому не дозволено. Для

членов таких обществ 'характерна сознательная ориентация в первую

очередь на точное воспроизведение опыта предшествующих поколений и

передачу его потомкам в неизменном виде' (В.Р. Арсеньев).

В современной научной традиции такие общества или культуры,

находятся ли они в Африке, в Южной Америке или Австралии,

принято называть архаичными. И этнологи в данном случае правы:

ведь, как мы помним, например, представление о цикличности

пространства-времени восходит к эре Тельца, а некоторые другие

представления - к еще более ранним периодам человеческой

истории.

Консервация или, точнее, постоянная реанимация этих

представлений сыграла в истории 'архаичных обществ' не менее

роковую роль, чем в истории Индии, о чем мы говорили в

предыдущей лекции. Как пишет к.и.н. Ирина Тимофеевна Катагощина

(Институт Африки РАН), 'устойчивость традиции сделала носителей

архаичного сознания в значительной мере безоружными перед лицом

стремительно надвигавшихся на Африку социальных перемен в

колониальный период и позднее' (Катагощина И.Т. Архаичные

пространственно-временные представления и общественный прогресс

в Тропической Африке. В: Пространство и время в архаических

культурах. Материалы коллоквиума, М., 1992).

Однако именно эта 'устойчивость традиции', в основе которой

лежали наиболее простые и естественные представления о мiре, сделала

носителей этих культур резистентными против всех бесчисленных

нововведений второй половины эры Рыб, начиная от мусульманских и

христианских вероучителей и кончая цивилизаторскими потугами

капиталистов и коммунистов. 'Тропическоафриканская цивилизация

сохранилась', как констатировал кто-то из наших африканистов.

Слегка перефразируя Дмитрия Михайловича Бондаренко,

замечательного современного африканиста, можно сказать, что 'то,

что для нас является содержанием, для них всего лишь форма,

а то, что мы считаем формой, для африканца и есть содержание'.

Иными словами, африканец может ходить в костюме с галстуком и

беседовать с вами о творчестве Кафки, но вы вечером пойдете

домой смотреть телевизор, а он обернется леопардом и отправится

на ритуальную охоту.

Почему леопардом? Потому что 'мы одной крови, ты и я' - это

хорошо чувствовал Редьярд Киплинг, автор 'Маугли', поняв, что

европеец эры Рыб слишком утратил связь со своим природным

началом, и лишь колоссальный стресс может вернуть его к

первоначальному шаблону поведения (Т. Шибутани. Социальная

психология. М., 1968). Кстати, знаменитая идея 'назад к природе'

возникла у европейских Просветителей не в последнюю очередь

именно благодаря 'открытию' Африки...

В чем же заключается эта картина мiра, столь естественная для

носителей 'архаичных культур' и столь успешно забытая