закон космического равновесия
(в иудео- христианских мифах персонифицируемый в качестве
архистратига Михаила), и зло было повержено, катастрофа
предотвращена.
Манихеи делали из этого вывод, что Ариман, потерпев неудачу в
макрокосме, всякий раз пытается взять реванш в микрокосме, то есть
искушает каждого отдельного человека, стараясь лишить его 'образа и
подобия Ормуздова', поэтому задача человека - искать пути к
восстановлению этого образа.
Еще манихеи проповедовали аскетизм и безбрачие, выступали против
огнепоклонничества (зороастризма). Существовало 6 'Книг Мани' на
сирийском и 1 на среднеиранском (парфянском) яз. ('Книга гигантов',
'Шапуракана' и др.); не сохранились. Взгляды манихеев нашли потом
многих последователей на Западе и на Востоке, однако сами они, как
уже говорилось, были уничтожены.
В наши дни зороастризм как таковой сохранил по большей части
чисто религиозный характер, утратив философские элементы. Это не
удивительно, т.к. государственной религией в Иране сейчас является
ислам шиитского толка, а зороастрийские общины, сравнительно
небольшие, разбросаны по всему мiру. Зороастрийцам (так же, как
цыганам) 'некогда' заниматься эзотерической философией.
Современная же философия 'АВЕСТИЗМА', существующая, кажется,
только в европейской части России, представляет собой переработку
древнеиранских мифов (индийские источники которых бросаются в глаза
почти всюду).
Один из этих мифов, отталкивающийся от исторического факта -
прихода индо-иранских племен откуда-то с севера, - и учитывающий опыт
нацистского учения об арийской расе, дал на нашей почве своеобразную
теорию об Арктогее.
АРКТОГЕЯ: 1. В авестийской (и нек-рых других) эзот. историософии
- древнейший праматерик, предпол. прародина человечества (П. Глоба).
У совр. европ. националистов - родина северной (нордической) расы,
носительницы высшей культуры, в противоп. Гондване как родине южной
расы. Встречное движение этих рас дало все разнообразие культур,
однако высшие формы культуры и цивилизации возникали там, где
преобладали 'арктоиды'. Подробнее см., напр.: Дугин А.
Гиперборейская теория (опыт ариософского исследования). М., 1993.
Шамбала
Если у нас есть еще время, мы можем рассмотреть легенду о
Шамбале, нашедшую столь широкий отклик в сердцах многих современных
россиян.
ШАМБАЛА, Шамбхала, в зап. лит. тж. Шангри-Ла (санскр. Cambhala,
англ. Shambhala или Shangrila): по ламаистическим представлениям -
легендарная страна, в которой хранятся высшие магические тайны
тантризма и буддизма. Овладением этими тайнами - страстное желание
ламаиста, поэтому Ш. воспринимается как олицетворение мiра грядущего
будды Майтрейи. По легенде, Ш. была царством в Средней Азии. Ее царь
Сучандра побывал в Южной Индии, чтобы приобрести знание. После
мусульманского вторжения в Среднюю Азию в IX в. царство Ш. сделалось
невидимым для человеческих глаз. Только чистые сердцем могут найти к
ней дорогу. Но в недалеком будущем царь Рудрачакрин выйдет из нее
вместе со своим воинством и его предводителем, чтобы после великой
битвы установить на Земле новое духовное сообщество.
Подобные легенды существовали (или существуют) у многих народов:
российские Беловодье и Град Китеж, в какой-то мере германская Винета
и так далее.
На самом деле Шамбала - это всего лишь эгрегор, информационное
поле, созданное к тому же исключительно западным эзотеризмом: это
своего рода мечта об идеальном обществе, в которое войдут только
лучшие из 'посвященных'. Однако поскольку большинство из тех, кого на
Западе объявляли 'лучшими', оказались людьми скорее бессовестными, то
и их информационное поле в наши дни значительно утратило свою
первоначальную ясность и чистоту.
Het Monster. История эзотерических учений.
Лекция 6. Экзотические культуры
На периферии технических цивилизаций до сих пор существуют
сообщества или даже целые культуры (и их не так уж мало), в силу
разных причин не только сохраняющие в себе черты предыдущих эпох -
эры Овна, эры Тельца или даже еще более ранних, - но и предоставившие
этим чертам возможность 'пережить свой век', проделать как минимум
один, а то и несколько добавочных, 'сверхплановых' циклов развития.
Первая часть этого положения, т.е. сохранность в них многих черт
глубокой древности, радует этнографов, археологов и других ученых,
реконструирующих историю человеческих обществ. Нас же с вами больше
интересует вторая часть, подразумевающая