Het Monster

Тринадцать врат

это по большей

части элементы все того же индо-иранского мiровоззрения. Гораздо

эзотеричнее зороастризма его дериваты - 'ереси' и новейшие учения

(напр., 'Так говорил Заратустра' Ницше), одно из которых прямо

обращается к Зрвану: это ЗРВАНИЗМ (зерванизм), учение о бесконечном

времени.

Зрван, тж. Зерван, Зурван (пехл.; армянск. Зруам, Зруан; англ.

Zurvan, Zervan): З. Акарана, 'Неограниченное Время', верховный бог

зрванистской мифологии (Иран), персонификация даже не столько

времени, сколько принципа космического равновесия (весы, на одной

чаше которых находится добро, на другой - зло). По одной из версий

вообще двуполое божество, андрогин, который 'не знал даже, что

творится в его утробе'. Воспринимается как бесконечное время, тогда

как мiр конечен и обречен на гибель. Создатели мiра - сыновья З.

Ормазд и Ариман, но время могущественнее обоих, т.е. добра и зла. Из

Персии этот культ проник в Сирию, Палестину и Египет (Эон). Феодор

Мопсуэстийский наз. его 'Тихе' (греч. н tychh - 'Жребий', 'Судьба').

Феодор Мопсуэстийский (ум. 425) - великий экзегет

Антиохийской школы, ученик Павла Самосатского. Впервые дал

подробные комментарии ко всем книгам Библии и составил 'ответы'

относительно всех ересей. В 553 г. (на V Вселенском соборе) сам

осужден как еретик (несторианин) за то, что признавал в Иисусе

две природы, божественную и человеческую. Составил труд 'О магах

в Персии', краткое изложение к-рого дается у Патр. Фотия (ок.

820-891).

В эпоху поздней античности зрванизм был распространен тж. на

Сицилии и в Сирии 'среди магов', как пишет Бартел Ван-дер-Варден

(Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии. М., 'Наука', 1991).

Однако в самом Иране приверженцы религиозной секты зрванитов были в

конце концов подавлены Сасанидами, и в настоящее время их почти не

осталось. Однако их философские взгляды, более близкие эзотеризму,

чем философия собственно 'Авесты', и сегодня дают неплохую пищу для

размышления.

Другой не менее интересной в эзотерическом плане сектой были

МАНИХЕИ.

Мани-Зендиг, Манес сын Патала (лат. транскр. Manes или

Mani, 216 - ок. 277): основатель манихейского учения. Счит.

себя учеником Фаридуна. Объявился в Иране при Шапуре, сыне

Ардешира (2-й царь Сасанидской династии), отрицал Зенд-Авесту,

за что он сам и его последователи были прозваны 'зендигами'

(отсюда араб. зиндик - 'вероотступник'). Называл себя преемником

Будды, Зороастра и Христа.

По аль-Балхи, Мани бежал от преследований Шапура в Китай,

где основал секту абахитов. Внук Шапура, Бахрам, вернул Мани в

Иран, пообещав легализовать его учение. Тот поверил, и манихеи

вышли из подполья. Желая поступить 'по-царски', Бахрам устроил

религиозный диспут, и Мани признали побежденным. Царь предложил

ему отречься от своей веры или умереть. М. избрал смерть. С него

содрали кожу и набили ее соломой - 'и вот почему каждому, кто

окажется главой зендигов, кожу набивают соломой' (Ибн аль-Балхи.

Фарс-Наме). Последователей М. заключили в темницы, а тех, кто не

отрекся, казнили. Бируни (см.) наз. его Курбикос ибн Фаттак; у

римлян он наз. Корбиций (Corbitius).

Манихейство представляло собой своеобразный синтез собственно

персидских, шумеро-вавилонских и христианских (гностических)

взглядов. В отличие от зрванитов и собственно зороастрийцев, манихеи

были истинными дуалистами: они считали добро и зло (свет и тьму, бога

и диавола) двумя абсолютно самостоятельными и равноправными началами,

представленными как во Вселенной, так и в человеке.

С современной точки зрения это был эзотеризм 'без верхушки', так

и не достигший стадии 'плеромы' (полноты) из-за отказа от признания

Единицы (Абсолюта): их космогония начиналась сразу с двойки. В

сравнении со зрванизмом он, конечно, менее развит, однако более

живописен и содержит по крайней мере одну немаловажную концепцию, к

которой нам еще не раз придется вернуться - назовем ее условно

'восстанием Люцифера' (иногда ее еще называют 'войной богов').

Ее смысл таков. Зло (Люцифер, Ариман, диавол - неважно,

самостоятельная ли сила или неблагополучный '33 отдел' Творения,

если кто читал Сьовалла и Валл„о или видел фильм) однажды

восстало против Добра, желая возглавить Вселенную. И это ему

почти удалось, но его окончательная победа означала бы коллапс

Вселенной, поэтому вступил в силу