Культура, язык и литература
суахили. Л., ЛГУ, 1983.
Чистилище, авест. чинвад (Chinvad), Чинвато-Пэрэру, поздн.
Серат: волшебный мост, плоский и узкий, как меч. Пройти через него
могут лишь те, кто был праведен и верно служил Богу. Когда на мост
вступает грешник, он поворачивается, превращаясь в острие.
Чистилище (лат. Purgatorium): в позднейших монотеистич.
мифологиях - место, промежуточное между раем и адом, 'первая
инстанция', где души усопших предстают перед судом, оценивающим
их земные дела. Зачатки понятия ч. имелись уже у древних народов
(см. Элисийские поля, Бардо, Бифр„ст). Развитие понятие п.
получило в эпоху Рыб: мост Чинвад у зороастрийцев, пропускающий
лишь праведников, от них - представление о 'мосте толщиной в
волос' у мусульман (сам человек пройти по нему не может, его
должен перевезти тот верблюд, баран или осел, которого он при
жизни пожертвовал Аллаху), римско-катол. представление о Ч. как
приношении очистительной огненной жертвы (нем. Fegefeuer). Спор
о Ч. был одной из причин раскола Вселенской церкви на
католическую и православную (Православие Чистилища не признает).
Благодать (греч. 'h charisma, лат. gratia, др.-евр. BERACHA,
араб. Baraka); современные русские часто называют ее 'благостью',
т.к. старинное 'благодать' для них скорее кажется равнозначным
'кайфу', но термин есть термин: это - важнейшее эзотерическое
понятие, означающее особую божественную силу, ниспосылаемую человеку.
Передается человеку от божества посредством эманации или в ходе свщ.
таинств (мистерий) от других носителей благодати, и может быть таким
же образом отнята (можно вспомнить персидского героя Афрасиаба, за
свои преступления лишенного благодати богиней, лишение сана и
отлучение от церкви у христиан и т.п.).
В христианстве зап. отцы церкви считали благодать
единственным условием Спасения, а вост. наряду с нею допускали и
свободу воли (пелагиане). У зороастрийцев хварна (фарн)
считается эманацией божественного огня, 'благой долей', озн.
награду и в земной жизни - власть, богатство, как и бераха
(йидд. брохе) у иудеев. У мусульман носителями небесной
благодати (барака) считались суфии и иные 'столпы веры'
(аятоллы, шейхи).
Греч. харизма, в древности означавшее 'дар богов' (или
богам - в виде жертвы), ныне употребляется для обозначения дара
служения идеалу или просто дара общения с людьми
('харизматический лидер'). В совр. культурах понятие благодати
имеет свои отличия: фр.-англ. grace, нем. Gnade скорее означает
'милость Божию' (милосердие, mercy, греч. to 'eleos), как и в
современом иудаизме (ивр. ПESED, 'благоволение', отсюда хасид).
Сколько ни искал, в индийских трактатах (и древних, и
современных) я нигде не нашел понятия, которое хоть отчасти
соответствовало бы идее благодати. Конечно, в разных языках и
культурах его содержание различно, но ядро-то все равно одно. А у
индийцев, начиная с Вед и кончая трудами Кришнамурти, есть все, что
угодно: божественная сила, прана, шакти, асхима, праведность, - кроме
благодати.
Это оттого, что 'носителями божественной силы' у индийцев
считались (и посейчас считаются) не отдельные люди, заслужившие ее
тем или иным образом, а в с е члены касты брахманов по праву
рождения. Если ты даже кшатрий (воин, патриций), то будь ты хоть
сорок раз герой, тебе не познать высшей благодати. И наоборот, даже
совершив преступление, 'дважды рожденный' может утратить звание
брахмана, но он не утратит своей причастности к высшей благодати (ср.
дворяне-декабристы, лишенные 'прав состояния', но не утратившие
врожденного благородства).
В этом смысле выделение зороастризма из протоведической религии
было шагом вперед, ибо предоставляло возможность Спасения не одной
только касте избранных, а вообще всем, принявшим учение.
Еще одно отличие индийского и персидского мiровоззрения
заключается в признании существования пары верховных божеств, бога
добра Ормузда и бога зла Аримана как двух независимых начал, каждое
из которых ведает своими делами: один - добрыми, другой злыми.
Поэтому персов часто упрекают в дуализме. Однако этот дуализм
относителен, ибо и Ормузд, и Ариман на самом деле суть 'небесные
близнецы', дети бога вечного и бесконечного времени - Зрвана, хотя в
'Авесте' он упоминается лишь вскользь.
В самом зороастризме эзотеризма немного, да и то