Het Monster

Тринадцать врат

'открытия Индии'

англичанами. Давно надоевший вопрос: 'как понимать утверждение о

шести днях творения' показалась вполне разрешимой. Е.П. Блаватская

подробно разработала проблему 'нулевого' состояния Вселенной, выделив

три стадии развития нуля: единое отвлеченное пространство (хаос без

всякой структуры), знак: круг (знак Солнца без точки), потенциальное

пространство внутри отвлеченного (зарождение структуры), знак: Солнце

с точкой, и девственная матерь-Природа (Яйцо), знак: круг с

горизонтальной полосой.

Тут возникает также интересный вопрос о том, что именно

вызвало появление структуры в хаосе. Древние индийцы и

позднейшие теософы объясняли это действием некоторого

внутреннего фактора, имманентного самому хаосу. Несложная

логическая интерполяция приводит нас к выводу о тождественности

этого 'фактора неопределенности' понятию Абсолюта или Бога,

который есть вс„, и в первую очередь природа на всех своих

стадиях развития, даже самых начальных и предначальных.

Не удивительно, что примерно в то же время и не без влияния

этих переработанных теософами индийских представлений зародилась

идея 'Большого Взрыва' (Big Bang), объяснявшая хоть что-то в

материалистической картине мiра физиков западной, точнее,

иудео-христианской культуры. Вс„ вещество Вселенной, собранное в

точку, аналогично 'потенциальному пространству', второй стадии

ноля, а Большой Взрыв, начало расширения Вселенной - третьей

стадии, 'девственной Природе'. О первой стадии, то есть о том,

что было ДО Большого Взрыва, физикам-материалистам говорить

было трудно, потому что понятию 'хаоса' нельзя дать строгого

определения.

Между тем нам с вами уже должно быть ясно, что фактор,

обусловивший зарождение структуры в первичном хаосе, то есть

вызвавший уменьшение энтропии Вселенной, является скорее

'внешним', чем 'внутренним', если взглянуть на дело с точки

зрения теософов и физиков, потому что исходит из сознания

человека, а не Вселенной: попросту говоря, как мы подумаем, так

и будет - точнее, так и было (will have been). Я недаром

повторяю в каждой лекции, что история пишется ретроспективно.

Ведь время - всего лишь одна из функций Вселенной, оно не

прямолинейно (или, по крайней мере, не всегда прямолинейно, в

чем мы убедимся позже), поэтому наша мысль может точно так же

воздействовать на относительное линейное прошлое, как и на

будущее... Короче говоря, тем самым вопрос об определении хаоса,

он же вопрос о том, что было до Большого взрыва, он же вопрос об

иллюзорности или реальности Вселенной становится чисто

схоластическим и утрачивает для нас всякий смысл, подобно

знаменитому вопросу о том, 'сколько ангелов уместится на кончике

иглы' - до тех пор, пока мы не найдем ответ на вопрос, что есть

Истина, - кстати, кто помнит, что говорится об этом в книге Дао

Дэ Цзин?

От Истины рожден Один,

От Одного явились Два,

Из Двух образовались Три,

Из Трех - все множество вещей.

Выходит, Истина - это хаос?

На самом деле это, конечно, ловушка. Просто с точки зрения

древних индийцев (и современных эзотериков) понятия 'внешний' и

'внутренний' в приложении к фактору, вызвавшему структурализацию

хаоса, тоже не имеют смысла, ибо человек присутствует в Боге,

как и Бог в человеке...

Постулат о тождестве Бога и человека в той или иной форме

присутствует во всех религиях, в чем мы с вами еще не раз

убедимся. Но мы и так слишком уклонились от темы.

Видите, сколько мыслей и ассоциаций порождает один, казалось бы

простенький, образ какой-то древней эзотерической доктрины. Однако в

том-то и дело, что именно эта доктрина составила один из краеугольных

камней нашего сегодняшнего мiропонимания, ведь все мы, называющие

себя европейцами, американцами, арабами, турками или греками,

хиндустани, панджабцами, сикхами и так далее, в сущности, изначально

принадлежим к одной культуре, и лишь позднейшие наслоения и новации

привели к возникновению множества разнонаправленных учений, каждое из

которых первым делом хваталось за меч, чтобы доказать свою правоту.

Терпимость и миролюбие индийцев, объясняющееся в большой мере

иньским, лунно-венерианским началом их культуры (недаром