вопросам.
Лао Цзы, Будда и Конфуций
Мы с вами не будем подробно анализировать три основные течения
китайской философии - конфуцианство, даосизм и буддизм, не говоря уже
о более мелких школах.
Во-первых потому, что, как уже говорилось выше, в основе каждой
из них лежит одна и та же модель мiра. Без знания основы нет смысла
приступать к частностям, а зная основу, в частностях можно
разобраться и самостоятельно.
Во-вторых, потому что подобный анализ лучше проводить в рамках
курса истории философии или религии, а еще лучше - на факультете
китайской, японской или тибето-монгольской филологии. Религия и
философия все-таки разные вещи, тем более, что и нас с вами в данном
случае интересует не философия в целом, а только эзотеризм, то есть
одна из философий или, скорее, один из компонентов любой философии,
доля которого может быть больше или меньше.
С точки зрения эзотеризма, кстати, ничто не может быть
представлено в виде доли целого, равной ста процентам или нулю:
во всяком целом есть место для чего-то иного, чаще всего - прямо
противоположного. Этот принцип эзотеризма выражен практически во
всех древнекитайских книгах, а в И Цзин - особенно: недаром она
называется 'Книгой Перемен', то есть постоянного изменения от ян
к инь и обратно.
Какова же доля эзотеризма в основных школах китайской философии?
Конфуцианство
Конфуцианство - это главным образом учение для экзотериков, то
есть для 'внешних': для простых людей, не ученых. Конфуций же
подчеркивает, что обращается именно ко всем без различия возраста,
социального положения и уровня образования.
Для обеспечения мiровой гармонии предписывалось просто соблюдать
ритуалы (ли), разработанные на все случаи жизни. Несоблюдение
ритуалов приравнивалось к нарушению космического равновесия и
действительно было таковым. Правда, объяснять смысл ритуалов своим
'внешним' последователям Конфуций и его ученики не считали возможным,
ибо для того, чтобы понять их, требовалась ученость. К ученым в Китае
всегда было особое отношение, и они как бы естественно образовывали
элиту, обладавшую знанием, недоступным для непосвященных. Элите же,
то есть ученым, предписывалось изучать наследие древних, ибо те
'знали смысл всех вещей', и задача ученого состояла только в том,
чтобы в него проникнуть. Однако им и самим далеко не всегда удавалось
обнаружить этот тайный смысл в древних книгах, прежде всего потому,
что нередко его там просто не было (вспомним слова Ю.К. Щуцкого об И
Цзин). И тогда они - и в этом их заслуга - садились писать очередной
комментарий, вкладывая туда свой смысл...
Тексты Конфуция недавно были впервые изданы на русском
языке. И, хотя язык перевода местами хромает, желающие могут
обратиться к альманаху 'Рубеж' N 1/92, cc. 259-310. О Конфуции
есть книга Владимира Малявина, вышедшая в серии 'ЖЗЛ' (М.,
'Молодая Гвардия', 1992).
Ритуал помогает направить усилие сознания и подсознания в нужное
русло. Он нужен неспособным, нежелающим и начинающим. Умеющему
управлять усилиями своего сознания и подсознания ритуал не нужен.
Помните притчу о белом медведе? К больному пришел шаман и
сказал: я тебя вылечу, только не думай о белом медведе. С тех
пор больной не мог думать ни о чем кроме белого медведя -
классический случай неумения управлять ни сознанием, ни
подсознанием. Для неумеющих самый простой способ 'не думать о
белом медведе' - ритуал: немедленно начать читать мантры, или
молитвы, или стихи, тоже всегда имеющие магические свойства.
Умеющему достаточно пожелать забыть о белом медведе.
Даосизм
Даосизм уже в гораздо большей мере учение для эзотериков. Текст
книги Дао Дэ Цзин обращен именно к тем, кто хотел бы войти в
немногочисленную элиту 'знающих' и 'умеющих'. Прямо об этом, конечно,
не говорится: автор (Лао Цзы) просто высказывает сожаление, что лишь
очень немногие дают себе труд понять его слова, хотя смысл их прост.
Религиозные ритуалы даосов, моделирующие зачатие и зарождение
души, были открыты для многих, но лишь немногим удавалось проникнуть
в их истинный смысл - 'внутреннюю алхимию' (Нэй Дань), о которой
очень подробно и толково пишет, например, Лу Куань Юй - рус. пер.
Е.А. Торчинова: Даосская алхимия и бессмертие. СПб., 'ОРИС', 1993.
Собственная же книга Торчинова о даосизме - СПб., 1993 - посвящена
скорее религиозным, чем философским вопросам.