На Мин Тане восьмерка получается при учете промежуточных
'румбов' розы ветров, а на круге - при символическом изображении
'середины' (первоэлемента земли) в виде четырех малых секторов, ведь
с серединой должен граничить каждый большой сектор. Однако малые
сектора приобретают таким образом как бы самостоятельное значение, и
таким образом одна большая стихия распадается на четыре малых:
дерево ветер |
огонь земля | бывшая
металл пустота | земля
вода гора |
Представление о восьми стихиях, четырех больших и четырех малых,
составляющих пятую, возникло в глубокой древности. Однако наибольшее
свое развитие, включая имена (вспомните чжэнмин), толкования и
принципы практического применения, восемь стихий получили только под
влиянием буддизма (ср. 'восьмичленный путь нравственного делания'),
хотя на его родине, в Индии, роль восьмерки как сакрального числа
осталась довольно скромной.
Термин 'пустота' здесь также имеет индо-буддийское происхождение
(и, соответственно, значение): это - шуньята, великая пустота как
вместилище, сущность Адибудды. Как сказано об этом в книге Дао Дэ
Цзин:
'Тридцать спиц и втулка составляют колесо, но лишь пустота между
ними составляет сущность колеса. Дно и стенки из глины составляют
кувшин, но лишь пустота между ними составляет сущность кувшина'.
Знакомый нам Светлый престол (Мин Тан), как мы помним, содержит
восьмерку: это клетки магического квадрата без центральной. Вместе с
центральной они дают девятку. Особенно широкое развитие как одна из
основ теории познания восьмерка и девятка получили на Тибете, где
восьмеричный и девятеричный циклы также оказались включены в цикл
календарный:
Восемь стихий и девять цветов
1 вода 1 белый
2 земля 2 черных
3 железо 3 синих
4 пустота 4 зеленых
5 огонь 5 желтых
6 гора 6 белых
7 дерево 7 красных
8 ветер 8 белых
9 красных
(На самом деле цветов тут шесть, некоторые повторяются, однако
они учитываются в сочетании с числом, т.е. со своим порядковым
номером, что дает необходимую дифференциацию - и непривычную для нас
формулировку).
Каждый год, месяц и день проверяются не только по 10 статическим
и 12 динамическим знакам, но также и по 8 стихиям и 9 цветам. Каждый
человек знает или может вычислить свою стихию и цвет, что позволяет
определить для него удачные и неудачные дни, выбрать профессию или
невесту, и так далее.
И Цзин
Восьмерка же лежит в основе изложения материала известного
трактата И Цзин, он же 'Книга перемен'. В ней описываются 64
гексаграммы, составляемые путем комбинирования восьми основных
триграмм. Существует также трактат Нань Цзин - один из древнейших в
Китае медицинских трактатов, в основу которого положена девятка: он
описывает 81 трудность классической медицины. Это дало повод нашему
китаеведу В.С. Спирину назвать И Цзин 'легким', а Нань Цзин -
'трудным' трактатом на том основании, что И Цзин, по его мнению,
оперирует двумерной, а Нань Цзин - трехмерной схемой членения мiра.
Далее он предпринимает попытку разделить или распределить таким
образом все китайские философские трактаты, что, как мы с вами теперь
уже понимаем, неверно, ибо 'мерность' во всех случаях одинакова (три
по вертикали, четыре по горизонтали), различается же только число
учитываемых элементов. Подробнее см.: Спирин В.С. Построение
древнекитайских текстов. М., 1976.
Трактат Нань Цзин мы по причине его специфической направленности
рассматривать не будем, хотя интересующиеся могут ознакомиться с ним
в пересказе Дениса Александровича Дубровина: Трудные вопросы
классической китайской медицины, Л., 'Аста Пресс', 1991.
И Цзин же оперирует прежде всего восемью основными триграммами
(Ба Гуа), четыре из которых и поныне украшают государственный флаг
республики Южная Корея. Это те же уже знакомые нам восемь стихий,
четыре больших и четыре малых, хотя они называются несколько иначе:
-----
----- цянь небо творчество
-----
-- --
-- -- кунь земля исполнение