мiра.
Почему черепаха? В Монголии есть такая легенда:
Давным-давно в прежние времена жил-был меткий стрелок-охотник.
Однажды охотился он на берегу озера да и подстрелил диковинного
зверя. То была черепаха. Она упала, подстреленная, и перевернулась,
лежит кверху брюхом. Подошел к ней охотник. Видит - в четырех лапах
комки глины. Под передними лапами дорчит обломок деревянной стрелы с
железным наконечником, изо рта жар пышет, из другого отверстия вода
выливается.
Смотрел, смотрел охотник и понял, что земля, железо, дерево,
вода и огонь и есть те пять первоэлементов, из которых состоит
Вселенная. В рисунке, изображающем черепаху, снова 'тройки
упорядочивают пятерки', и 10 статических знаков соединяются с 12
динамическими:
ЧЕРЕПАХА
ЮГ
голова
Змея Лошадь
огонь-инь огонь-ян
ЮВ ------------ ЮЗ
лапа Дракон / Овца лапа
ветер (ян) / земля (инь)
/
Кролик | | Обезьяна
дерево-инь | | металл-ян
ВОСТОК | | ЗАПАД
Тигр | | Петух
дерево-ян | | металл-инь
/
/
Бык / Собака
гора (инь) -------------- пустота (ян)
СВ Крыса Кабан СЗ
лапа вода-ян вода-инь лапа
хвост
СЕВЕР
Вот вам и черепаха - так сказать, живая модель мiра. В одной
тибетской буддийской сутре сказано:
'Вся Вселенная умещается на черепахе. Голова ее обращена на юг,
хвост - на север, лапы на восток и запад. Юг содержит элемент
'огонь' и соответствует знакам Лошади и Змеи; запад - это 'металл'
или Петух и Обезьяна; север - 'вода' или Свинья и Мышь; восток -
'дерево' или Тигр и Заяц' (цит. по: Скородумова Л. Дзурхай:
буддийская астрология).
Для жителей Китая и Монголии панцирь черепахи служил как бы
естественной гадальной доской: даже книга 'И Цзин', как известно,
восходит к гаданию на панцире черепахи.
И еще он служил символом мiровой гармонии, незыблемого
космического равновесия (Весы) - недаром считалось, что и земля
покоится на спине огромной черепахи. Отсюда принцип: не делай ничего,
что может нарушить это равновесие. Нарушение равновесия есть грех,
вина, расплаты за которую не миновать. Сохранение его есть
добродетель (дэ), за которую не положено особой награды. К сохранению
равновесия ведет двуединый путь ли и дао: соблюдение обрядов и
познание.
При этом термин 'дэ', лишь в период эры Овна
приобретший значение 'добротетели' наподобие греческой
'калогагафии' ('не возжелания зла'), в более ранние времена
обозначал сакральную, то есть божественную силу,
вливающуюся только в человека, готового воспринять в себя
божество - вспомните еврейских пророков, греческих пифий,
шаманов, берсеркеров, христианских святых...
Кроме того, круг (черепаха) - это символ цикличности,
повторяемости всего и вся. Здесь явная реминисценция к представлениям
эры Тельца (мiр устроен хорошо, и менять его незачем), но в несколько
иной форме (мiр устроен так, как он устроен, и менять ничего нельзя)
- недаром большинство культур Восточной Азии описываются архетипом
Весов, а Весы ведь, как и Телец, дом Венеры.
Китайские меридианы парные, то есть предполагают
взаимодействие двух противоположных секторов круга,
например, сердца и желчного пузыря. Между ними происходит
обмен энергии. Это означает, например, что лечить нарушения
одного меридиана можно путем воздействия на другой. Точно так же
связаны между собой и архетипы знаков Зодиака, например
Овен-Весы. Отсюда неудивительно, что в эру Овна
активизировались многие элементы противоположного архетипа,
Весов, а в культуре Японии оба они представлены почти поровну.
Но вернемся к нашему рисунку. На нем видно, что среди основных
составляющих 'черепаху' чисел появилась восьмерка.
Восьмерка