Het Monster

Тринадцать врат

мере, родственные им существа, как на горе Пэнлай,

обители бессмертных, расположенной где-то за горизонтом. Над Китаем

находятся Небеса, населенные множеством богов разного ранга, а под

ним - Преисподняя, царство могущественного Янь-вана, начальника над

целой армией чиновников и судей, разбирающих 'дела' вновь прибывающих

душ.

Правда, в более ранние времена Царство мертвых у китайцев тоже

помещалось на поверхности Земли, где-то далеко на севере. Но

трехчленная схема деления мiра по вертикали сохранялась: между Небом

и Землей находился Человек. В этом легко узнать уже известную нам

схему 'пирамиды', общую для всех древних культур: три 'этажа' по

вертикали, четыре стороны света по горизонтали.

Однако представление о 'срединном' положении своего

царства заставило китайцев не только внести пятый член (середину) в

представление о горизонтальном устройстве мiра, но и позволило им

настолько широко развить и модифицировать эту схему, что она стала

основой методологии познания, обусловив в конечном итоге то

своеобразие китайского мышления, которое и делает его для нас,

европейцев, по меньшей мере малопонятным, если не сказать совсем

непонятным. В сущности, подлинное изучение (и осознание!) Западом

китайской модели мiра началось только в ХХ веке, да и то постепенно,

по кусочкам, из которых лишь редко удается сложить единое целое.

Недаром Артем Игоревич Кобзев пишет, что именно 'учение о

символах и числах' (нумерология), легшее в основу китайского

мiровоззрения, как наиболее естественное, то есть наиболее

соответствующее структуре человеческого сознания, и помогло этому

мiровоззрению сохранить свои основные черты на протяжении тысячелетий

(!), тогда как в Европе за это время их сменились десятки, если не

сотни.

Вообще книга Кобзева (Учение о символах и числах в

китайской классической философии. М., 'Вост. лит.', 1994)

представляет собой очень подробный и точный источник информации

о китайской модели мiра. В сокращенном виде эта информация

изложена в его же статье 'Особенности философской и научной

методологии в традиционном Китае', напечатанной в сб.: Этика и

ритуал в традиционном Китае, М., 'Наука', 1988.

В определенной мере это связано, конечно, и с особенностями

китайского языка, ведь язык - основа мышления. Так, в китайском языке

нет глагола-связки 'быть', как в большинстве европейских.

Даже в русском она еще присутствует, хотя и в усеченном

виде: в настоящем времени мы уже не говорим 'аз есмь', как

говорили древние русичи или как сейчас поляки - jestem

poliacem, и в прошедшем времени она тоже потерялась: мы говорим

'я бегал', а не 'я беше сум бегал', как сербы. Однако подобное

развитие русского языка в сочетании с представлением о роли

России-Водолея в наступающей эре Водолея вселяет надежду, что

именно мы сможем лучше или по крайней мере скорее понять Китай,

чем жители Запада.

Поэтому вопросы, столь занимавшие и продолжающие занимать

носителей европейских языков - эссенция и экзистенция, бытие и

инобытие, единосущность и подобосущность, то есть терминов,

образованных в европейских языках путем субстантивации разл. форм

глагола 'быть', - в китайской философии даже не ставились. Китайцы, а

вслед за ними жители остальных стран ареала различали лишь

существование и отсутствие такового. Если вещь существует, ее можно

выразить словами. Если она не существует, она невыразима. А

невыразимое можно выразить лишь путем умолчания... Вот истоки

'культуры тишины' у японцев.

Пятерка и десятка

Но вернемся к модели мiра. 'От Истины рожден Один, от Одного

родились Два, из Двух образовались Три, из Трех - все множество

вещей', как сказано в книге 'Дао Дэ Цзин'. Два и три в сумме дают

пять - пять сторон света: восток, юг, запад, север и середина.

Соответственно этому распределяются стихии или первоэлементы природы:

восток - дерево - синий (зеленый) - Юпитер

юг - огонь - красный - Марс

середина - земля - желтый - Сатурн

запад - металл - белый - Венера

север - вода - черный - Меркурий

Причем это - именно эзотерический порядок перечисления стихий:

таков он и в календаре, и в разного рода философских экспозициях. Для

объяснения явлений природы и процессов, происходящих в обществе,

применялся другой порядок: земля, вода, огонь,