за Мной один человек с
козлиным пергаментом и все пишет', - говорит Иешуа. - 'Я однажды
заглянул в его записи... Ничего из того, что там написано, Я не
говорил'.
Существовали ли на самом деле Моисей, Зороастр и Будда?
Вероятно, да, хотя для нас теперь не это главное. 'А был ли мальчик',
найденный в тростниках, то есть Моисей, - этот вопрос сегодня уже не
имеет смысла. Тем более, что если речь идет о религии, его вообще
задавать неприлично. С экуменической же, то есть философской точки
зрения он не важен: и Моисей, и остальные давно стали символами не
одного даже, а множества учений, возводящих к ним свою историю.
Через Моисея, которого то ли не было, то ли он был негр, то
ли это какая-то реминисценция в адрес того же Эхнатона, был
ретроспективно достроен еврейский Закон (Тора). Это было
необходимое звено, открытое в эпоху вавилонского пленения: в
Вавилоне из евреев никто (!) не слышал о Моисее и его законах. И
тогда Ездра, роль которого в истории Ветхого Завета даже более
велика, чем роль Моисея, вернул последнего из уже почти
поглотившего его исторического небытия.
Зороастров насчитывают даже троих: первый - внук Ноя, сын
Хама (рубеж эр Близнецов и Тельца), второй - современник Моисея
(расцвет эры Овна), третий - современник Ездры (VI-V в. до
н.э.). Кто из них был исторической личностью и в какой степени,
судить трудно. Британская исследовательница Мэри Бойс
предполагает, что исторический Зороастр был младшим
современником Моисея, т.е. жил между 1500 и 1200 г. до н.э.
(Зороастрийцы. Верования и обычаи. М., 'Наука', 1988), что
подтверждается типом мышления, представленным в древнейших слоях
Авесты, однако ее каноническая редакция не старше эпохи Ездры.
В существовании принца Шакьямуни, он же Гаутама Будда,
историки сомневаются меньше, а реальность Конфуция, кажется, ни
у кого не вызывает сомнений, хотя личность его современника
Лао-цзы до сих пор вызывает споры.
Именно несовершенство древних книг сделало их впоследствии
богатейшим источником эзотерических учений. Ведь в этих учениях
главное - толкование, а толковать лакунарные, многократно
отредактированные тексты, содержащие к тому же множество забытых или
изменивших свое значение слов, можно очень широко.
Недаром замечательный эзотерик и крупнейший философ нашего
времени, Петр Демьянович Успенский, сумел так истолковать
Четвероевангелие, что у читателя сомнений не остается: Иисус был не
божеством и не религиозным деятелем, а учителем-эзотериком наподобие
Аполлония Тианского или того же Будды (Новая модель Вселенной. СПб.,
1993, гл. 4).
Именно в период эры Овна, особенно во второй ее половине,
выделяются лица, обладающие 'сверхъестественными' способностями, то
есть вступающие в непосредственный контакт с Богом в форме
откровения, пользуясь термином древних, или попросту дающие себе
труд задуматься над закономерностями мiра и человека, если подойти к
этому с точки зрения эзотерической философии. Их можно разделить на
три категории: 1) цари и первосвященники, обладающие ими как бы по
определению; 2) пророки, несколько веков спустя заслужившие
признание, и 3) маги (лжепророки), несколько веков спустя заслужившие
осуждение. Причем в дни их действия разница между вторыми и третьими
отсутствует: современники не в состоянии оценить, кто из объявивших
себя пророками говорит правду.
Кстати о правде и истине. В русском языке это не синонимы,
хотя в наше время оба эти слова часто путают. Если 'истина' -
это то, что есть, 'естина', то 'правда' - это ЗАКОН (вспомните
'Русскую Правду' - свод законов Киевской Руси). Недаром Понтий
Пилат спрашивает у Иисуса не 'что есть правда' (закон-то он
знал), а 'что есть истина'. Так что название газеты 'Правда'
означало совсем не то, о чем думали ее основатели, взяв такое
название.
О понятии истины в других языках есть хорошее, хотя и
краткое исследование у П. Флоренского (Столп и утверждение
истины. СПб., 1915). Так, если в еврейском языке истина (Emeth)
происходит от корня AMAN - 'быть крепким', в переносном значении
'верным', отсюда 'аминь', то в греческом это 'alhtheya,
отрицание a + lhthos (lathos), 'ошибка', т.е. 'безошибочный'. У
римлян же это прежде всего юридический термин (veritas),
означающий истинное суждение как антоним