Как справедливо заметил Ф. Энгельс (в письме к К. Марксу
от 18.10.1846 г.), 'единый Бог никогда не мог бы появиться без
единого царя'.
Под влиянием Овна происходит и трансформация архетипа Солнца
(Овен - место возвышения Солнца): из судьи (ср. вавил. Шамаш как
покровитель договоров, евр. эпоха Судей, шофтим, Аполлон как
третейский судья на состязаниях etc.) он превращается в царя и
завоевателя. Митраизм становится религией солдат.
У греков после падения Трои (1200 г. до н.э.) Зевс, один из
младших богов, покровитель ахейцев, превращается в главного бога
Олимпа.
Древние боги 'тельцового' периода, титаны, и прямые предки
олимпийцев, Крон и Уран ('старик и море'), превращаются во
врагов, а победа над ними - в благое деяние. Титаны и кентавры
были божествами, близкими природе, а Крон (который не Сатурн, а
Хронос, бог Времени) и Уран как бог вод небесных имеют еще более
древнее происхождение: достаточно вспомнить древнеперсидского
Зрвана и индоарийского Варуну, он же, по Мэри Бойс, персидский
Апамнампат, бог вод земных и небесных.
Современный эзотерический архетип Сатурна включает в себя
обе эти ипостаси: это и стратег-полководец, и символ времени и
физической смерти. Как стратег, он может быть отождествлен с
Ягве, эта ипостась которого позже была передана Богу-Творцу
Саваофу (чье имя, кстати, - евр. Цваот - означает 'вооруженные
силы'). Как бог времени, это прежде всего Зрван, символ вечного
и бесконечного времени, стоящий над добром и злом - ведь он отец
бога добра Ормузда (Ахура-Мазды) и бога зла Аримана
(Андхра-Майнью). И, конечно, наш знакомый образ старухи (или
старика) с косой, символ смерти. Но смерти опять-таки только
физической, не духовной: недаром в большинстве культур
различаются 'первая' (физическая) и 'вторая' (духовная или
окончательная) смерть.
Современный же архетип Урана сильно отличается от всего
того, что связывалось с ним в древности. Дело в том, что образы
богов древности, как мы уже упоминали, получали свою
интерпретацию от особенностей движения планет. Но древним были
известны планеты только до Сатурна; Уран был открыт в 1871 году,
Нептун - в 1846, а Плутон вообще в 1930. Поэтому эти, как их
называют, транссатурновые планеты были названы именами богов, а
не наоборот. Однако очень быстро выяснилось, что древние
архетипы соответствуют современной ситуации лишь частично, и тут
же начался процесс их дополнения и доработки, продолжающийся и
сегодня.
Достаточно сказать, что современный уранический архетип -
это Водолей, то есть Россия (а также, например, Финляндия и
Литва). Это, во-первых, неодолимое влечение к свободе,
выливающееся в непризнание каких бы то ни было обязанностей и
обязательств. Но это и нетривиальный, не ограниченный шаблонами
ум, рождающий все новые гипотезы, планы и представления.
Итак, стремление к централизации государства привело к
'централизации' культа и картины мiра. Земля занимает прочное
положение в центре Вселенной. В центре земли находится священная гора
(Олимп у греков, Меру у индийцев, гора Фавор у евреев), на которой
обитают боги. Идея бесконечной смены циклов бытия в большинстве
культур сменяется или дополняется идеей Спасения.
В этот период (начиная примерно с XIII в. до н.э.) зарождаются
эпосы (протобиблейские сказания, Гильгамеш, Веды, И Цзин), появляются
первые своды законов (Хаммурапи) - сначала в устной передаче, а потом
и в виде записей, весьма несовершенных. Лишь к концу эры Овна, а
точнее, примерно за 500 лет до начала нашей эры, эти записи обретают
наконец форму к н и г, в основе своей дошедших до нашего времени.
Так возникают 'первоисточники' религиозной, мифологической,
исторической литературы. Через несколько столетий несовершенство, а
потом и утрата части записей приведет к их обновлению, а нередко и к
полной переписке. Однако переписанные или заново написанные книги
всякий раз объявляются 'подлинниками', а для придания им большего
авторитета их автором объявляется тот или иной пророк, за прошедшие
века успевший стать легендарным.
Так Моисей, Зороастр, Будда, Конфуций становятся авторами своих
учений. Недаром все они принадлежат (согласно легендам) к одной и той
же эпохе. История пишется ретроспективно.
Помните у Булгакова? 'Ходит, ходит