еще не знающих
ничего, и поэтому просто старался избежать 'внушения', чтобы каждый
мог сам выбрать себе учение по душе, и не дело автора склонять его
именно к своей вере. Хотя и такой 'багаж' у него есть.
Автор благодарен учредителям Университета истории культур за то,
что они заставили его выбрать время и взяться за этот труд. И, пусть
даже он вышел кратким и популярным ('для школьников'), кое-что новое
смогут в нем найти для себя и нынешние философы и богословы, поэты и
писатели, и простые сапожники. Ибо только тот может считать себя
настоящим сапожником, кто научился судить выше своего сапога.
Автор пытался также по мере возможности унифицировать
терминологию, которой пользуются эзотерики разных направлений, потому
что это - проблема болезненная, один из тех камней преткновения, о
которые спотыкаются попытки взаимопонимания между различными школами.
Впрочем, эта проблема актуальна не только для эзотеризма, но и для
большинства других, вполне академических наук, и остается только
надеяться, что наступающая эра Водолея поможет всем иследователям
найти общий язык.
Этим объясняется и написание слова мiр в значении 'Вселенная'
(`o Kosmos) через 'i десятеричное', а слова мир в значении
'отсутствие войны' (`h 'Eirhnh) через обычное 'и', как то до сих пор
принято в богословских трудах: автору так было удобнее, а читателю не
помешает.
История эзотерических учений
1. Что такое эзотеризм
2. Доовновые культуры
3. Эра Овна
4. Китай и Тибет
5. Индия и Персия
6. Экзотические культуры
(Бамбара, Бенин, Суринам, шаманизм)
7. Шумер и Вавилон
8. Каббалисты и суфии
9. Греки и варвары
10. Христианская Европа
11. XVIII век
12. XIX век
13. XX век
Het Monster. История эзотерических учений
Лекция 1. Что такое эзотеризм
В конфуцианской этике существовало понятие 'чжэнмин', буквально
- 'исправление имен', означавшее, что имя должно соответствовать
сущности вещи. Проблема единства терминов, а точнее, его отсутствия,
давно назрела во всех областях человеческого знания, и эзотеризм
здесь не исключение. Поэтому я хотел бы начать с определения понятий.
Тем более, что многие из понятий, к которым мы обратимся в этой
лекции, несколько раз на протяжении нашей истории обретали новую
жизнь.
***
Люди никогда не сомневались, что наряду с мiром видимым
существует и мiр невидимый, как бы его ни называли. На заре
человеческой истории эти два мiра вообще не разделялись в
человеческом сознании: люди и боги сосуществовали, у каждой вещи
была душа. Позже наступила некая дифференциация, но их по-прежнему
объединяло представление о единстве законов, управляющих тем и этим
мiром. Учение о единстве этих законов и называется сегодня
эзотеризмом.
ЭЗОТЕPИЗМ, тж. эзотерика, эзотерический: эти слова происходят от
греч. esoterikos, 'внутренний'. Термин возник в эпоху эллинизма
(IV-III в. до н.э.). Исторически он обозначал тайноведение,
'ВНУТРЕННЮЮ ДОКТРИНУ' религиозного, философского или иного учения,
доступную лишь прошедшим обряды высших посвящений, в отличие от
ЭКЗОТЕРИЧЕСКОЙ, 'внешней', изучение которой не только было доступно
всем, но и вменялось им в обязанность.
Ср. тайное учение и 'общеобразовательная программа'
Пифагора, батин и захир у исмаилитов, христианские таинства, из
которых только в православной церкви и иереям, и мiрянам
доступны все семь, в католической же это право есть только у
священнослужителей, различные ступени посвящения у масонов (от
первой до третьей у французов и до тридцать третьей у
шотландцев), наконец, тайны Политбюро, доступные лишь очень
узкому кругу, с одной стороны, и всеобщие политзанятия, которые
многим из нас еще памятны, - с другой. Посвященный в
эзотерическое знание был обязан хранить его в тайне - и
чувствовал себя, естественно, избранным, принадлежащим к
'элите'.
Сегодня ЭЗОТЕРИЗМ - это обобщающее название современного учения
или, точнее, представления о мiре и человеке как единстве макрокосма
и микрокосма, не ограничивающегося рассмотрением одних только их
материальных характеристик, метод познания 'внутренней сущности' всех
вещей, мерой которых, как известно, является человек.
Кроме того, со времен 'великого Кофты' Калиостро (конец
XVIII века), а окончательно - мадам Блаватской (конец XIX века)
и Алистера Кроули (начало ХХ века) в основе современного
эзотеризма лежит