подвиги как полководца описывались в 'Книге
войн Ягве', до нас не дошедшей; еще был бог войны Лахем и богиня
смерти Мот, было солнечное божество Шамаш и многие другие.
Но 'овновое' государство у евреев оказалось непрочным. Основной
архетип евреев, Рыбы (точнее, квинконс Рыбы-Скорпион), плохо
совместим с принципами Овна, да и Ягве все-таки сатурнический бог,
то есть имеет к Овну отношение весьма косвенное. Подлинного расцвета
мысль евреев достигает лишь в эру Рыб, то есть практически в наше
время. Но эта мысль изначально антигосударственна, поэтому галут
(рассеяние) есть закономерность, а не кара Божия. Да и начался галут
не с разрушения храма императором Титом (9 аба 70 г.), а гораздо
раньше.
К середине II тыс. до нашей эры этот переход в основном
завершился. Около 1400 г. до н.э. китайский вождь Пань Гэн привел
свое племя к реке Хуанхэ, где построил 'большой город Шан', давший
название династии и эпохе китайской истории (Авдиев В.И. История
Древнего Востока. М., 'Высшая школа', 1969).
Практически всюду образовались новые царства, которые сразу же
начали воевать друг с другом. Стихия Овна - это стихия огня,
всепоглощающего и всепожирающего: Шива обронил свое плодоносное семя
в пламя Агни, и родился бог войны Сканда, он же Карртикейя, Мангала
и Куджа. Начался длительный период завоеваний и образования крупных
царств, 'империй': недаром в картах Таро с архетипом Овна
связывается IV аркан, всемогущий 'Император' или 'Хозяин'.
Овен считается 'домом' Марса. Это прежде всего мужское начало,
оплодотворение нивы. В космогонических мифах появляется мотив
оплодотворения или самооплодотворения (знаменитый лингам Шивы,
египетский Атум, 'оплодотворивший сам себя', случаи
членовредительства среди древних греческих богов и титанов, наконец,
клятва 'положа руку под стегно' у семитских и некоторых других
народов).
Стегно (евр. Jare:ch, 'верхняя часть ноги') - конечно,
позднейшая редакция. Ср. комментарии Н.М. Никольского и о. П.
Флоренского. Вообще все места, где говорится о половых органах,
в Библии тщательно исправлены, хотя разобраться можно. Клялись
именно половыми частями, подкладывая под них правую руку.
Недаром у римлян позже эти части назывались verenda, от слова
vere - 'истинно'.
Тот же Овен, то есть козел или баран, древний символ стихии
огня, был символом искупительной, очищающей жертвы. Отсюда 'козел
отпущения' у древних евреев - черный козел, на которого возлагались
все грехи народа, после чего его изгоняли в пустыню, посвящая демону
Азазелу. И огромное количество козлорогих, козлоногих и вообще
козлоподобных божеств: Козел-рыба Эа, бог мудрости у вавилонян,
златорунный баран у греков и т.п.
Марс-воин сменил Марса-земледельца, ведь металл Марса - железо.
К 1500 г. до н.э. у большинства народов уже было в ходу железо.
Земледельцам эры Тельца не стало спокойного житья. Мирные мужские
боги плодородия вместо фаллоса начали потрясать копьем. Мужской
(янский) бог плодородия превратился в бога войны, 'олицетворение
свирепой воинственности, источник гибели, разрушения и кровопролитий'
(Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. Сост. А.А.
Нейхардт. М., 'Правда', 1987). Так к образу мужчины, первоначально
чистому символу силы ян, прибавились понятия насилия и войны, что, к
сожалению, надолго определило сознание и самосознание индивида и
общества.
Классический пример - греческий Арес, он же римский Марс
(Мавор). Первоначально - бог плодородия и мужской силы, в век
железа он стал жестоким божеством, требующим крови. Перед
началом войны, особенно с превосходящим противником, богу войны
приносили жертвы, и нередко человеческие.
У немецкого поэта Людвига Уланда есть стихотворение Ver
Sacrum, 'Весна священная' (написанное, кстати, ровно 165 лет
назад, в ноябре 1829 года):
Все, что досель хранила наша рига,
Пожертвуем священному огню:
Не знать тельцу ярма, ягненку - стрига,
И не ходить оседланну коню!
Уланд описывает известную римскую легенду о том, как жители
города Лавиния, осажденного этрусками, решили принести в жертву
Марсу лучших юношей и девушек, спасло которых лишь чудо: копье,
воткнутое в землю, загорелось, и жертва была отложена (увы, не
отменена. См.: Уланд Л. Стихотворения. М., 'Худ. лит.', 1988).
Но самое плохое было