возникают культы плодородия на основе женского, а
не мужского начала (Телец - 'женский' знак). При этом любовь (секс) и
плодородие (материнство) еще не дифференцированы: египетская Изида,
шумерская Инанна, даже позднейшие вавилонская Иштар и армянская Анаит
сочетают в себе элементы архетипов Луны и Венеры или просто считаются
лунными богинями.
'Великая Мать' средиземноморских народов, она же Сорни-Эква
('Золотая Баба') у манси и вогулов, она же ольмекская Чак Кит, она же
знаменитая Кибела - недифференцированный лунно-земной архетип
(система мать-ребенок), символ пока еще неразличаемого единства между
плодородием существ разумных и неразумных.
Далее, Телец собирает и накапливает - запасы продовольствия,
материальные ценности, земли, знания, произведения искусства.
'Тельцовые' общества самодостаточны, их не интересует жизнь
иноплеменников. Недаром себя жители таких обществ чаще всего называют
'людьми', а иноплеменников - 'чужаками', 'пришельцами' или, как позже
греки, 'безъязыкими' (варварами).
В то же время Телец - покровитель искусства, знаток, а часто и
создатель его произведений. В период эры Тельца складывается
(формализуется) основная цветовая гамма и символика цвета. Создаются
произведения искусства, нередко переживающие тысячелетия:
раскрашенные каменные статуи, храмы и гробницы, сосуды и украшения.
Но Венера в Тельце - исполнитель, а не творец, и раз избранные
образцы повторяются из века в век.
Телец не теоретик, он практик: он не делает обобщений, а просто
накапливает все новые сведения, пополняя статистику, которой
воспользуются люди следующей эры. Его науки носят прикладной
характер: геометрия, астрономия, медицина служат лишь упорядочению
повседневной жизни, 'организации труда', как бы мы сказали сегодня.
Кроме того, они комплексны: геометрия неотделима от геомантии,
астрономия от астрологии, медицина от магии. Они не разделяются и в
сознании занимающихся ими людей, а это, как правило, жрецы, 'каста
посвященных'. И дело тут не столько в тайном характере этих знаний,
сколько в необходимости обеспечить их сохранность и преемственность:
письменности-то еще нет.
Отсюда - мужские ипостаси лунных богов: Тот у египтян, Нанна у
шумерийцев, Чандра у индийцев как изобретатели учения и письма,
покровители магии и медицины. В начале эры Тельца лунные боги и
богини занимают в пантеонах первые, самые важные места (еще и
потому, что Луна - основа древнейших календарей).
Телец консервативен и верен традициям. В период эры Тельца чисто
научные операции приобретают характер ритуала, закрепляются в гимнах
и мифах для лучшего запоминания. В этот же период, в конце эры
Тельца, вырабатываются и первые системы письменности - опять-таки для
закрепления накопленных знаний.
Ритуалы же основываются на чувстве (ибо Телец - это главным
образом чувство, а не логическое умозаключение). Представьте
себе обряд посвящения в жрецы. Юноша приходит в храм. Над ним
совершают омовение, одевают в ритуальные одежды, произносят
молитвы или заклинания. Его проводят по темному коридору,
украшенному изображениями самых страшных богов потустороннего
мiра. Он проходит испытание болью, проводит долгое время в
одиночестве, без пищи и питья. Если он все это выдержал, его
приводят к клятве верности, и теперь уже он становится
хранителем древних традиций. Какую же гамму чувств он должен
был испытать при этом!
Желающие узнать подробности таких обрядов могут обратиться
к прекрасному фильму Ежи Кавалеровича 'Фараон' по роману
Болеслава Пруса или к повести того же Эдуарда Шюре 'Жрица Изиды'
(СПб., 1993). Есть также замечательный роман 'Дочь Монтесумы'
Райдера Хаггарда. Не следует думать, что авторы этих романов
просто фантазировали на заданную тему или перерабатывали
доступные источники: такие книги пишут не случайные люди, а, как
правило, те, у кого имеется богатая родовая, генетическая или
кармическая память, назовите как угодно. Ведь и Дж. Дж. Толкин -
не сочинитель новых, а лишь вдохновенный реаниматор древних
кельтских мифов.
Итак, эра Тельца - это закладка 'фундамента' основных
космогонических мифов, максимальная ритуализация действий и
накопление статистики. Мiр для жителей эры Тельца целостен и един, а
обитатели мiра невидимого столь же реальны, как обитатели дома
напротив. Для общения с теми и другими существуют свои правила и,
если