ведьмовских шабашей” рассматривается интересное сходство между магической практикой древних западноевропейских ведьм и центральноевропейских шаманов. По Гинзбургу, корни тех и других обычаев могут быть последовательно прослежены до скифов, затем до жителей Фракии и, наконец, до кельтов. В культурах этих народов мы находим весьма схожие верования, касающиеся экстаза, волшебного полета и превращения в различных животных. Нечто схожее мы находим и в средиземноморских культурах еще до появления этрусков. Вот что говорит Гинзбург по этому поводу:
“Для того чтобы добраться до фольклорных корней ведьмовских шабашей, мы, очевидно, должны начать с экстатического культа богини ночи. На первый взгляд, этот культ кажется чисто кельтским феноменом. Но при более внимательном изучении мы понимаем, что это не так, поскольку в ритуалах шабаша имеется ряд весьма ярких моментов явно средиземноморского происхождения. Хорошо, тогда мы выдвинем другую гипотезу. Предположим, что ритуалы шабаша происходят от каких-то очень древних обрядов, за прошедшие долгие годы усложненных и обогащенных с художественной точки зрения. Например, это могли быть сезонные обряды, выполняемые с целью обеспечения благополучия сообщества и построенные по типу маскарада с участием персонажей в виде животных”.
В основе любого шаманского культа лежат три элемента: умение входить в транс, способность духа покидать тело и способность духа принимать некую животную форму. Обыкновенно эти обряды предназначались для того, чтобы шаман смог принимать участие в борьбе против злых сил увядания и распада. Иногда же похожие методы использовались и для того, чтобы вызволить заблудшую душу, попавшую в силки спиритуального мира. Легенды о волках и других ужасных оборотнях появились, несомненно, как отголоски тех древних магических обрядов.
Где-то в V в. до н. э. Геродот упоминал о людях, способных превращаться в волков. Схожие мотивы встречаются у многих народов Африки и Азии и повсеместно распространены в Европе.
Считалось также, что и ведьмы обладают способностью оборачиваться в различных животных. Сохранившиеся материалы процессов XI века по обвинениям в колдовстве содержат многочисленные свидетельства очевидцев, наблюдавших превращения ведьмы в волка. Гинзбург пишет, что у всех этих верований есть общие древние корни:
“Кельты и скифы соприкасались между собой. Особенно часто такие контакты происходили в области нижнего течения Дуная и в Центральной Европе. Эти контакты могут объяснить некоторые не до конца понятые факты, например: изобилие ирландских легенд про волков-оборотней, то и дело встречающиеся в кельтских сагах элементы шаманизма, а также сходство оссианского эпоса с легендами времен короля Артура”.
Действительно, все перечисленное встречается в кельтских мифах и легендах, начиная с четырех ветвей Мабиногион и вплоть до хроник Круглого стола короля Артура. Все эти элементы шаманских верований оказали большое влияние на кельтов, а после вторжения их в Британию — и на местное островное население, с подобными верованиями дотоле не знакомое. Но зато на Британских островах кельты познакомились с новым для них верованием - культом мертвых. Слияние двух верований и привело к возникновению своеобразной религии островных кельтов.
КУЛЬТ МЕРТВЫХ
То, что сейчас принято обозначать как культ мертвых, возникло из культуры Старой Европы.
Именно в ту эпоху сформировались определенные традиции и ритуалы погребения, такие, как обычай захоронения вместе с телом усопшего его оружия и личных вещей. Из этого легко заключить, что древние уже догадывались о существовании некоего иного мира, в котором усопшему могут пригодиться его вещи. В археологических раскопках раннего периода обыкновенно находили оружие или предметы, подчеркивающие социальный статус их обладателя внутри клана. В более поздний период к этому стали добавляться украшения и предметы личного обихода, такие, как гребни и шкатулки.
Распространение культа мертвых повлекло за собой появление объектов, имевших универсальный ритуальный смысл. Например, во всех местах распространения культа его главным символом стал человеческий череп. Интересная находка была сделана в захоронении на Оркнейских островах: в нем были обнаружены двадцать девять черепов, искусным образом сложенных так, что каждый из них как бы внимательно наблюдал за проходом, ведущим в гробницу. Интересно то, что обыкновенно входы в подобные гробницы располагались в соответствии с положением Луны во время зимнего солнцестояния. В гробницах весьма часто встречаются как лунные,