сосредоточения в Раджа-Йоге - это собирание ума в медитации на одном объекте, в Джнана-Йоге - это усилие мысленного видения Идеи объекта.
Шри Ауробиндо называет еще третий процесс сосредоточения.
Третий процесс - не концентрация в сильной медитации на одном предмете, не в усиленном видении одного объекта, но в первоначальном успокоении ума. Это может быть сделано всецело различными способами... И когда этот тайный мир развуалирован, великая тишина устанавливается в существе, и с этим туда обычно приходит восприятие и переживание все-охватывающего и все-наполняющего молчащего Брахмана. На основе этой тишины все может быть построено в знании и переживании уже не внешнего феномена явления, но более глубокой правды Божественного Проявления.
Обычно, если однажды это состояние получено, сильная сосредоточенность будет найдена более ненужной. Свободная сосредоточенность воли, использующей мысль просто для предложения и давания света низшим членам, займет ее место. Эта воля затем настойчиво утверждается на физическом плане, в виталическом существовании, сердечном и умственном переформировании себя в формы Всевышнего, которые открываются из молчащего Брахмана. Более или менее постепенно, согласно предыдущим приготовлениям и очищению своих членов, они будут заставлены с большей или меньшей борьбой повиноваться закону воли и ее мысли-внушению так, что знание Всевышнего завладевает нашим сознанием на всех его планах, и образ Всевышнего будет сформирован в нашем человеческом существовании, как это делалось старыми ведическими садхаками. Для интегральной Йоги это есть наиболее прямая и сильная дисциплина.
Из Синтеза Йоги
Раздел 7.
РАБОТА НАД ФУНДАМЕНТОМ ЙОГИ
1. ОЧИЩЕНИЕ
ДВЕ СТАДИИ ПЕРЕХОДА К БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ
Переход от человеческого к богочеловеческому, от разделенного и противоречивого к Единому, от феноменального к вечной Истине, - такое полное перерождение или новое рождение души должно необходимо включать в себя две стадии, одна - приготовление, в котором душа и ее инструменты должны стать пригодными к перерождению, и другая - действительное освещение и осознание Сверх-разума в подготовленной душе через ее пригодные инструменты. Фактически, нет жесткой линии разграничения в последовательности времени между этими двумя стадиями, они скорее необходимы друг для друга и продолжаются одновременно. По мере приготовления души, она освещается и поднимается ко все более высокому, все более полному осознанию, и в пропорции возрастания этих освещений и этих осознании становятся более годными для их работы и ее инструменты.
Сейчас мы должны рассмотреть подготовительную к любому такому превращению стадию очищения нормального существа человека, которое ведет к освобождению от оков нашей низшей натуры.
Из Синтеза Йоги.
ЧИСТОТА И НЕЧИСТОТА
Чистота или нечистота зависит от сознания, в святом сознании все чисто, в неведении все подвластно нечистоте, не только тело или часть тела, но и ум, и виталическое. Только САМО и душевное существо остаются всегда чисты.
Чистота означает свободу от загрязнения или смеси. Святая Чистота в том, в чем нет примеси запутанного неведающего движения низшей натуры. Обычно, в общем смысле, чистота используется для обозначения свободы от сексуальных страстей и импульсов.
Вся нечистота есть отклонение от Дхармы, беспорядок и путаница в работе частей человеческого существа. Они, вместо верного, присущего им правильного действия, в котором они чисты и полезны для нашего совершенства, предаются и прибегают сами к запросам и наклонностям иным, чем их собственные.
Из Синтеза Йоги.
Главная нечистота есть преобладание низших частей человека над высшими. Низшие функции вмешиваются в высшие, навязывая им свое действие. Наибольшую запутанность производит виталическая часть. Виталическая энергия, смешанная с душевной, психическая прана, вторгается в действие ума и делает его своим орудием.
Главное натуральное препятствие, проходящее через все действия Антахкараны, есть вмешательство и принуждающее требование психической Праны... Искажение, препятствующее чистоте, есть форма виталического страстного хотения, громадное искажение, которое психическая Прана вносит в наше существо, есть желание. Корень желания есть виталическая жажда схватить все, чего, как мы чувствуем, у нас нет. Это - ограниченный жизненный инстинкт владения и удовлетворения. Он создает чувство хотения. Первое простейшее виталическое страстное хотение - голод, жажда, похоть, а затем - психические голод, жажда, вожделения ума, которые имеют более настоятельные