Шри Ауробиндо

«ИНТЕГРАЛЬНАЯ ЙОГА» (Часть 1)

структуру мнения и наши умственные установленные нормы и цели. Он высоко развит и первенствует во всех видах людей с полностью развитым умом.

Но за этим есть третий рассудок, наивысшее действие буддхи, который имеет в себе незаинтересованное беспристрастное отношение. Он стремится обнаружить действительную правду и правильное знание за жизнью и объектами и нашим видимым Я и подчинить свою волю закону Истины. Мало кто из нас может использовать этот высокий рассудок с какой-либо степенью чистоты, но попытка сделать это есть наивысшая способность внутреннего инструмента антахкараны.

Буддхи действительно посредник между более высоким Правдой-Умом, не находящимся теперь в нашем активном владении и являющимся прямым инструментом Духа, и физической жизнью человеческого ума, развитого в теле. Его силы понимания и воли исходят из более великого Правды-Ума или Сверх-разума... Когда переход к Сверх-разуму имеет место, силы буддхи не погибают, но все должны быть преобразованы в их сверх-умственную изначальную сущность. Но рассмотрение Сверх-разума и преобразования буддхи принадлежит уже к вопросу высших сиддхи или святого преобразования.

Из Синтеза Йоги

АХАНКАРА. ЭГО

Буддхи центрирует свое умственное действие вокруг Эго, представления, что Я есть этот ум, жизнь и тело, или есть умственное существо, ограниченное их действием. Буддхи служит этому представлению о сущности Я, лимитированному тем, что мы называем эгоизмом. Это Эго не есть реальное САМО, но средство Натуры, которым она развила чувство ограниченного и отделенного индивидуального бытия в уме, жизни и теле. Этим средством она действует таким образом, как если бы Эго было обособленным существованием в материальной Вселенной.

Самоидентификация души с Эго есть способ, которым Натура заставляет душу согласиться на ее действие в ограниченных условиях, развитых Натурой. Пока эта идентификация продолжается, присутствует и самозаключение души в этих ограниченных и узких действиях ума, жизни и тела... Эго-чувство отвечает на отдельное действие тела, индивидуальной жизни, ума, а Эго-мысль централизует в буддхи все действия персональности. Низшее понимание и промежуточный рассудок - суть инструменты желаний, опыта и саморасширения Эго.

Для того, чтобы стать властелином своего существа с любой полнотой свободы и распоряжения, человек должен прекратить быть умственным, виталическим и физическим Эго, поскольку они - всегда создание и инструмент, находящийся в подчинении умственной, виталической и физической натуры. Когда высокий рассудок и воля развиваются, мы можем обратиться к тому, что внешние объекты означают для более высокого спиритуального сознания. Эго может затем быть увидено, как умственное отражение САМО, Духа, Всевышнего, единого трансцендентного всеобщего существования, индивидуального в его множественности. Сознание, в котором эти вещи встречаются и становятся аспектами одного существования, принимает в себя их правильное соотношение и может быть затем высвобождено из этих физических и умственных покровов и оболочек.

... Пока есть Эго, не может быть никакого свободного использования душой своей индивидуальной жизни. Поэтому существенное движение Йоги - оттянуть сознание от внешнего Эго-чувства, которым мы идентифицированы с действиями ума, жизни и тела, и жить внутренне в душе.

Из Синтеза Йоги

ЭГО И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Индивидуальность есть сознающее существо, организованное вокруг святого центра. Все святые центры в их первопричине по существу едины, но в своем проявлении действуют как отдельные существа.

СМЕШАННЫЕ ЗОНЫ

Шри Ауробиндо вводит в традиционное членение человека промежуточные и смешанные зоны. Каждая из зон человеческого существа подвергается действию душевной энергии, которая тесно смешивается с физическим, виталическим и умственным действием и создает в нас душу желаний, душу ума. Они - проявление разных сторон, наложившихся одна на другую. Смесь виталической и душевной энергии названа психической праной. Словами психика, психический, психологический обозначаются смешанные проявления человеческой натуры, где душевное неразрывно связано с физическим, виталическим или умственным проявлениями.

Такая классификация - читта, манас, буддхи, аханкара - может служить отправной точкой, но для большей практичности мы должны сделать дальнейшее разделение. Умственность, наполненная жизненной силой, становится здесь на земле инструментом для душевного осознания жизни и душевного воздействия на жизнь. Каждая фибра чувственного ума и базового сознания, нервная или виталическая,