манифестации, как средство проявления. Поэтому женское начало в индуизме выражает символ преданности, полноты самоотдачи и любви. Жена готова всюду следовать за своим мужем, даже на погребальный костер, т. е. не оставлять его и в других мирах, как за своим Повелителем и Владыкой.
418. В данном случае вражда с Богом понимается как одна из активных форм Его признания, в отличие от пассивного и безотчетного следования своим низменным побуждениям, а следовательно неминуемо ведет к Его быстрой победе над нашей природой.
426. Сераль (перс.), дворец и его внутренние покои, гарем; в частности, султанский дворец в Константинополе.
430. Майя, в индуизме означает иллюзорность бытия, вселенной. В концепции философской школы адвайты (абсолютного монизма) майя отождествляется с миром, как божественная игра, Лила.
431. Маявадин, т. е. следующий концепции майи (прим. 430). Нирвана - это экстатическое переживание бытия, сознания и блаженства, вызванное погружением в безличностный (универсальный) аспект Брахмана (Бога). Шри Ауробиндо отвергает противопоставление Нирваны Майе, рассматривая последнюю в ведантийском духе как Божественную Шакти (Деватмашакти), см. прим. 411.
439. Сиддхи, в индуизме полубожественные существа, овладение которыми позволяет достичь сверхъестественных сил, в том числе верховной власти над миром.
456. Мара, в буддийской мифологии божество, персонифицирующее зло.
473. Кальвин, Жан (1509-64), один из видных деятелей Реформации. Занимал непримиримую позицию как в отношении католичества, так и лютеранства. После побега из Франции в 1541 г. установил в Женеве суровый диктаторский режим реформированной церкви, используя методы инквизиции в борьбе с инакомыслием. Ананда, см. прим. 28.
474. Данте, Алигьери (1265-1321), величайший итальянский поэт, автор Божественной комедии. Божественный свет любви действует на природу человека как ослепительная вспышка на глаза. Она вызывает временную слепоту, потемнение, спасает, от полной потери зрения. Подобному же явлению обязан своим происхождением Ад. Рудра, см. прим. 56.
481. В мифе о Кришне, играющем на свирели, и влечении к нему гопий (пастушек) выражено мистическое влечение душ, которых символизируют гопи, к Богу. В акте похищения одежд выражено стремление Бога обнажить любящую человеческую душу из-под покрова человеческой природы.
499. Курукшетра, равнина в Индии между городами Амбала и Дели, почитаемая в индуистской традиции как священная; здесь по преданию состоялась великая битва между пандавами и кауравами, потомками единого рода Бхараты, которому и обязан своим названием эпос Махабхарата.
505. См. прим. 80.
506. Калидаса, великий индийский поэт, живший предположительно в I-VI в. н. э., автор знаменитой поэмы Шакунтала.
508. Раван, см. прим. 223.
Хираникашипу, буквально имеющий золотую одежду, в индийской мифологии царь асуров, т. е. демонических сил, будучи неуязвимым захватил власть над тремя мирами, подчинив себе богов. Был убит Вишну, превратившегося для этого в нарасинху, получеловека-полульва.
~•~•~•~•~•~•~•~
Из коллекции сайта РазныеРазности
http://hotmix.narod.ru
~•~•~•~•~•~•~•~