один из главных героев индийского эпоса Махабхарата. В Бхагаватгите, которая является шестой книгой Махабхараты, он беседует с Кришной перед боем на Курукшетра (см. прим. 499), В этой беседе Кришна, наставляя его перед боем, возвещает свое божественное учение.
51. ...а он все же тот, кто совершает триумфы в своей высшей добродетельности. Поскольку согласно ведантическому мировоззрению весь мир - это тоже Бог или часть Его, то Он способен и зло, совершаемое грешником, использовать для своих благих намерений, творимых в этом мире.
56. Перечисленные здесь имена относятся к группе богов индийского эпоса Адитьев, т. е. рожденных верховной Матерью Адити: Варуна - бог космических вод, наполняет моря, реки, прокладывает путь потокам; Индра - бог грома и молнии, рожден для битв, бог битвы; Рудра - бог, олицетворяющий грозу, ярость, гнев, является ведийским предшественником Шивы; Маруты - божества бури, ветра, грома и молнии, их семь, они олицетворяют различные виды ветров, являются братьями, их отец Рудра; Арьяман - олицетворяет порядок, дружественность, гостеприимство; Бхакта - слабо персонифицированное божество, это имя часто используется эпитетом к другим богам, олицетворяет счастье, процветание, богатство; Митра - блюститель закона космической жизни, миролюбив и милосерден, служит объединению людей; Брахманаспати или Брихаспати - божество молитвы и жертвоприношения.
Кали (черная), в индуизме одна из ипостасей Божественной Матери (Деви), жена Шивы, олицетворение грозного начала его Шакти, т. е, божественной Силы. В своей йоге Шри Ауробиндо отводит ей особое место и характеризует следующим образом: ...действенность и сила характеризуют ее могущество. Ей присущ сокрушительный напор, могучий порыв силы к действию, божественно стремительный натиск, разрушающий любые ограничения и преграды... Ужасен ее лик Асуру, опасен и безжалостен ее гнев против ненавистников Бога, ибо она тот Воитель Миров, который никогда не уклоняется от сражений. Нетерпимая к несовершенству, она резко обходится со всем тем, что является непослушным, и обрубает все то, что упрямо остается невежественным и темным... Но поскольку она Мать, ее любовь также сильна, как и гнев, и ей присуща глубокая и пылкая добродетель. (Шри Ауробиндо Мать). Одним из эпитетов Кали является Дурга, что значит труднодоступная.
59. Познание добра и зла - это возможность права выбора, предоставленная человеку Богом как разумному существу, наделенному умом в отличие от животного. Поэтому человек получил возможность как для развития, так и деградации, в то время как животное всегда остается самим собой и к нему неприложимо понятие добра и зла. И поскольку этот выбор для человека свободен, то должен совершаться добровольно и сознательно, в этом смысле он хозяин своей судьбы и стоит между высочайшими небесами и низшей природой, по словам Шри Ауробиндо, человек - переходное существо.
61. Раз истинная личность человека божественна и бессмертна (см. прим. 12), то его смертная ограниченная природа служит лишь средством оформления этого высшего начала. В этом смысле о смерти можно говорить лишь условно, как о смене костюма на маскараде, чтобы принять новый образ и обрести новые возможности для самовыражения, когда прежний больше не отвечает дальнейшим намерениям. Поэтому смерть - это шаг к новому рождению, а не прекращение существования. Кроме того, поскольку Бог трансцендентен, т. е. существует вне пространства и времени, то вопрос о времени начала и свершения Его замысла не имеет смысла, в этом случае всякое ограничение становится отрицанием Его бытия, ибо если Он существует, то Его творение также вечно, как и сам Он, но способно видоизменяться в пространстве и времени Его космической манифестации, поэтому смертный не может как когда-либо родиться, так и умереть.
66. Поскольку, согласно Шри Ауробиндо, мир развивается или эволюционирует как во времени, так и в пространстве, то грех можно рассматривать как стремление некоей его данности, занимавшей свое законное место в прошлом возродиться вновь, но уже в ином оформлении и временном пространстве. Иллюстрацией этого могут служить животные инстинкты в человеке, стремящиеся навязать ему отжившие формы самовыражения как разумному существу.
76. В своей работе Человеческий цикл Шри Ауробиндо сравнивает современную европейскую цивилизацию, возводимую на базе современной науки, с Колоссом, который в конце концов разрушится под грузом собственной тяжести.
80. Аристофан (450-385 г. до н. э.), древнегреческий философ, писатель, жил в Афинах, автор сатирических комедий.
103.