все, но некоторые) утверждают, что нет будущего рождения. Тело и ум (сознание) разрушаются и не возникают вновь.
ИЗ ЗАЛА: Может быть, можно объяснить принцип перерождения на основе физического закона сохранения энергии?
РИНПОЧЕ: А как вы можете доказать сохранение энергии на уровне частицы? Если мы говорим о частицах (а в тибетском языке есть понятие частицы), то говорить о частицах на уровне тела можно, но уровень тела в сочетании с частицами приводит как раз к отрицанию будущего рождения, поскольку, если мы умираем и наше тело разрушается, например, предается огню согласно тибетскому обычаю, то этого тела больше не существует. Но, следуя буддийскому воззрению, говорить о частицах как о составляющих ум, как об относящихся к сознанию, невозможно. А мы говорим о будущем рождении как раз в смысле сознания, а не в смысле тела.
ИЗ ЗАЛА: Здесь надо рассматривать перерождение с точки зрения потока сознания.
РИНПОЧЕ: Вот в этом-то направлении и нужно рассуждать, поскольку мы говорим о непрерывности сознания. Но не говорим о непрерывности тела. Тело разрушается. Некоторые ученые говорят, что вместе с разрушением тела разрушается и сознание. И на этом основании говорится о прерывности, то есть это является основанием для того, чтобы говорить, что не существует будущего рождения.
ИЗ ЗАЛА: Вопрос об энергии, а не о материи.
РИНПОЧЕ: Я проведу рукой в пространстве. Как вы думаете, это частицы?
ИЗ ЗАЛА: Мы говорим об энергии, о вибрации.
РИНПОЧЕ: Вы думаете, что 'вибрации' в тибетском языке — это гораздо более законное слово, чем 'энергия'?
ИЗ ЗАЛА: Сознание — это энергия.
РИНПОЧЕ: Когда мы говорим 'частицы', то обычно подразумеваем, что есть очень тонкий уровень частиц, которые, образуя все более и более грубый, или материальный, уровень, в результате образуют что-нибудь типа дома или автомобиля или любого другого материального образования. В это вкладывается понятие 'частица' . Из этих частиц путем сложения составляется любое материальное образование, воспринимаемое органами чувств. Но если мы будем говорить о подобных составляющих ума, или сознания, то к какому бы тонкому или грубому уровню ума, или сознания мы ни обращались, мы их все равно никакими органами чувств воспринять не можем. Я имею в виду, что слово 'частицы' не приложимо к мере ума (сознания). В приложении к уму мы пользуемся не понятием 'частицы', а понятием 'мгновения'. Это может быть предыдущее мгновение, последующее мгновение. Вот это приложимо к сознанию, к единице измерения сознания.
Но тем не менее современные ученые говорят как раз совсем обратное. Когда мы говорим о грубом уровне сознания, это никакой связи с веществом мозга не имеет. Грубый уровень сознания — это то, что мы называем зрительным восприятием, слуховым восприятием, то есть восприятием, связанным с пятью органами чувств. Это мы называем грубым уровнем сознания.
Сознание, которым мы наделены, например, во сне, в сновидении — это тонкий уровень сознания.
И, наконец, есть еще исключительно тонкое сознание, которое как раз и перерождается. В основных философских буддийских текстах, когда речь идет о сознании, то описываются эти три уровня.
Но если размышлять о будущем рождении пользуясь логикой, то есть логически обосновывая будущее рождение, то для нашего ума это наиболее благоприятный способ порождения веры в будущее рождение.
Мы говорим о будущем рождении в той связи, что если на самом грубом уровне нет уверенности в будущем рождении, нет веры в будущее рождение, то это означает полную невозможность того процесса, который называется тренировкой ума, поскольку тогда мы лишимся представлений, являющихся исходным пунктом для тренировки ума. А таким исходным пунктом является признание всех живых существ нашими матерями. При невозможности выйти за пределы этого ограничения тренировка ума пресекается в исходном пункте.
ИЗ ЗАЛА: Мы накопили какие-то причины для того, чтобы переродиться.
РИНПОЧЕ: Хорошо, вы накопили некоторые качества ума для того, чтобы переродиться. Но эти качества ума основываются на вашем теле, а исходя из утверждения, что тело и ум возникли из 'крови' и спермы ваших родителей, следует, что тело и ум должны быть одной субстанции. А если они одной субстанции, то со смертью тела и ум умирает. Как же тогда состоится будущее рождение с вашими качествами ума? Сложный вопрос?
ИЗ ЗАЛА: Ум — ясное, чистое, безграничное пространство.
РИНПОЧЕ: Вы говорите, что по определению ум обладает характеристикой безграничности. Что значит безграничность? Безграничность — это значит способность охватить