соглашению, мы, пользуясь именем Наташа, говорим: 'Наташа пришла', 'Наташа ушла', 'Наташа счастлива', 'Наташа страдает', 'Наташа накапливает благую карму или неблагую карму'. И это общепринятое соглашение используется нами. По общепринятому соглашению есть Наташа, которая накапливает благую или неблагую карму, и по общепринятому соглашению Наташа существует.
Вот это тонкое сочетание отсутствия Наташи, которую мы ищем и не находим в процессе анализа, и общепринятого существования Наташи и называется пустотой. Соединение этих двух уровней, которые на самом деле очень взаимосвязаны, и обуславливает те слова, которые я сказал выше, а именно, что постичь пустоту очень трудно.
Когда я говорю, что постижение пустоты очень трудно, я связываю это с трудностью накопления достаточного количества добродетелей, а не с какими-либо другими трудностями, поскольку постижение пустоты как способа существования обуславливается именно накоплением добродетелей. А накопление добродетелей связано с исчезновением сомнений относительно взаимосвязи поступков и их результатов, которая называется кармой. Прослеживание связи поступков и их результатов — это очень тонкий трудный процесс, но именно благодаря ему можно прийти к постижению пустоты.
Если не обращаться к зависимому существованию, а говорить о пустоте, выражаясь таким образом, что: 'Наташа не существует, она есть лишь некое заблуждение', то это ложная позиция. Ложная позиция, которую многие учителя тем не менее проповедуют. Ложная позиция в постижении пустоты. Есть только один путь правильного постижения Пустоты, который указал святой Нагарджуна, — через зависимое происхождение. А связь между поступками и результатами — это явление, проистекающее из зависимого происхождения. Если мы в поисках Наташи приходим к выводу: 'Наташи нет, Наташи не существует', и считаем Наташу некоей кажимостью, видимостью, то так мы можем прийти к тому, что и взаимосвязь поступков и результатов — это тоже некая кажимость и видимость, а значит мы можем делать все что угодно, поскольку связь поступков и результатов нами уже отвергнута. Это ошибочная позиция как в воззрении, так и в обычной жизни.
Именно в этой связи святой Нагарджуна говорил, что 'если мы правильным способом не познаем пустоту, то мы уничтожаем самих себя'. И это является выводом из всего предыдущего рассуждения. Или, говоря словами Досточтимого Цонкапы: 'С точки зрения Высшей истины не существует, с точки зрения общепринятого соглашения существует'.
ВОПРОС: Понятие пустоты относится только к живому или к неживому тоже?
РИНПОЧЕ: Это понятие, понимание и воззрение пустоты относится как к живому, так и к неживому. Или, иначе говоря, ко всем дхармам, ко всем вещам и явлениям.
ВОПРОС: Как доказать, что существует перерождение?
РИНПОЧЕ: Я обязательно отвечу на ваш вопрос, поскольку придерживаюсь мнения о том, что перерождение существует. Но прежде я вас спрошу, есть ли среди аудитории кто-то, кто не верит в перерождение? Задайте вопрос с позиции непризнания перерождения.
(Молчание в зале. Реплики 'Мы признаем перерождение').
РИНПОЧЕ: А если я вам скажу, что я не придерживаюсь точки зрения существования будущего рождения, что вы мне скажете? Это вопрос, который не касается идеологии, буддист вы или не буддист. Этот вопрос относится к сфере логического обоснования.
Если мы умираем и перерождаемся, то каково логическое обоснование этого явления?
ИЗ ЗАЛА: То есть происходит реинкарнация пустоты?
РИНПОЧЕ: Нет, так нельзя сказать, поскольку когда мы говорим о перерождении, мы подразумеваем перерождение некоей индивидуальности, некоего индивида.
Задайте мне хотя бы один вопрос по поводу логического обоснования будущего рождения.
ВОПРОС: Современные ученые доказывают то, что молекулы ДНК несут наследственность.
РИНПОЧЕ: Вы знаете, в современном мире многими учеными принята точка зрения, что наше рождение зависит только от соединения 'крови' и спермы родителей. Что таким образом рождается человек. И когда этот человек умирает, то все разрушается, и ничего не остается. Обоснование этой точки зрения тоже присутствует в мире. Как вы к этому относитесь?
ИЗ ЗАЛА: Человеческое рождение зависит от 'крови' и спермы родителей.
РИНПОЧЕ: Тут вы не правы, если будете утверждать, что человеческое рождение зависит только от 'крови' и спермы родителей. Это тоже вариант зависимого происхождения.
ИЗ ЗАЛА: А если утверждать, что в момент рождения сознание входит в чрево матери, и таким образом происходит процесс перерождения?
РИНПОЧЕ: Тем не менее, некоторые ученые (не