за собой эти поступки, мы уже обсуждали.
Всякого рода враждебность, начиная от проявления малейшей безрадостности по отношению к другому человеку, есть результат эгоцентрической позиции.
Взгляните на порочность такой позиции, когда мы, держась за себя, отказываемся от другого. Только это заставляет нас вновь и вновь испытывать страдания и оставаться в сансаре.
Изменение этой позиции, которое заключается в отречении от себя и признании важности, красоты и достоинств другого, является единственным способом достижения состояния Будды, тем путем, который приведет вас к состоянию Будды.
Единственный же результат эгоцентрической позиции - это наше нескончаемое страдание в сансаре.
И тренировка ума заключается в том, что вы обмениваете одну позицию на другую. Вы отрекаетесь от себя как от некой важной персоны, некоего центра, и переносите это чувство, эту позицию важности, на другого.
Этот обмен позициями и называется обмен себя на другого.
Последовательность перехода с одной позиции на другую и является тренировкой ума, тем, что излагается в текстах как 'способ тренировки ума'. И наша задача, если мы встаем на путь тренировки ума, заключается в том, чтобы, осознав все это теоретически, тренироваться в этом, потому что очень трудно обменивать одну позицию на другую. Но в результате тренировки на позиции важности другого существа и отречении от себя и происходит обмен себя на другого. Аргументируя таким образом, что все страдания падают на нашу голову из-за того, что мы себя считаем центром, а другого отбрасываем от центра, мы начинаем признавать за центр другое живое существо или другие живые существа. При этом мы соединяем аргументацию, которую использовали для обретения этой позиции, то есть представления о том, что все живые существа - мои матери.
Мы включаем в эту аргументацию еще и тот аргумент, что живые существа, которые нас окружают, они и только они являются тем основанием, благодаря которому мы можем вновь родиться человеком. А почему мы вновь рождаемся человеком? Потому что мы соблюдаем нравственность. Но соблюдать нравственность невозможно в отсутствии живых существ. Следовательно, только опираясь на других, мы можем соблюдать нравственность. А нравственность является условием рождения человеком.
Такие аргументы мы используем для того, чтобы натренироваться и удержать себя на позиции обмена себя на другого.
Сейчас мы с вами все люди. Но кроме нас есть и другие существа. Вот, например, мы имеем еду, питье, одежду и так далее. И в аргументацию обмена себя на другого мы включаем то, что все, чем мы располагаем - одежда, питье и еда, есть у нас благодаря огромному количеству живых существ, которые окружают нас, а не благодаря тому, что мы - центр.
И даже если мир будет наполнен сокровищами, невозможно будет купить на них то, что называется любовью и состраданием. Поскольку любовь и сострадание - это те качества, которые возникают благодаря живым существам.
Поэтому и бодхисаттвы, которые сравниваются с лекарственным деревом, избавляющим от страданий, достойные почитания со стороны будд, появляются из великого сострадания и благодаря наличию живых существ.
То, что мы называем добродетелью, то, что мы называем собранием добродетели, точнее, одним из 'двух собраний', благодаря которым мы способны достичь состояния Будды, появляется только при опоре на живые существа и никак иначе!
Что такое добродетель без живых существ? И состояние будды, к которому мы стремимся, появляется при опоре на живых существ и на Будду, не иначе!
Поэтому великий Шантидева в Бодхисаттвачарьяаватаре говорит: 'Мы достигаем состояния Будды, опираясь на живых существ и на будд. Какой же смысл в том, чтобы оказывать уважение буддам и не оказывать уважения живым существам?'
Когда мы достигаем состояния будды, та деятельность, которую мы осуществляем как будды, касается живых существ, предназначена для живых существ. Поэтому живые существа достойны всяческого уважения и почитания.
Итак, мы связываем воедино все позиции тренировки ума, испытывая чувство благодарности ко всем живым существам за те отношения, которые мы с ними устанавливаем, и, понимая порочность эгоцентрической позиции и необходимость избавиться от нее, обменяв на позицию важности другого живого существа. Таким образом, мы как бы проходим отдельные ступени пути тренировки ума, а затем прорабатываем их от начала до конца и от конца до начала, поскольку они совершенно взаимосвязаны. И мы уже не аргументируем переход с одной ступени на другую, а вводим более широкую аргументацию связи этих ступеней.
И,