чувство любви по отношению ко всем живым существам.
Вот это и называется тренировкой ума.
В общем смысле любовь - это стремление подарить всем живым существам счастье.
А сострадание - это желание избавить всех живых существ от страдания.
Поэтому, когда мы переходим к следующей ступени тренировки ума - состраданию, наша позиция такова: пусть все живые существа избавятся от страданий, пусть будет возможным, чтобы все живые существа избавились от страдания.
Настоящую позицию любви и сострадания по отношению ко всем живым существам можно выразить в сравнении с состоянием матери, у которой умер любимый ребенок и которая, что бы она ни делала, держит в сердце страдания умершего ребенка. И вот если это состояние, когда кто-то страдает за другого, когда кто-то испытывает желание отдать все тому, кто страдает, чтобы избавить его от страдания, присутствует без малейшего усилия в потоке сознания - это и есть пример истинной любви и сострадания.
И, наконец, следующая ступень - понимание равенства себя и другого.
Главная опора здесь - это понимание того, что любое существо наделено таким же желанием быть счастливым, как и вы. Любое существо испытывает точно такое же, как и вы, нежелание быть несчастным.
Мы говорим о равенстве себя и другого. И для нас - простых людей - позиция в отношении 'я и другой' заключается в том, что, если мы испытываем страдание, даже самое ничтожное, то мы очень не хотим этого страдания, более того, оно непереносимо для нас. Если же его испытывает другой, то это страдание совершенно никак нас не касается. Если другой испытывает счастье, то мы порождаем зависть по отношению к этому счастью.
Вот это наша позиция обычного человека, которая означает неравенство себя и другого.
А ведь если вы, глядя на человека, который испытывает в этот момент счастье, радуетесь за него, как за себя, то это вам самому приносит счастье. Может быть, не такое большое, как испытывает другой, но тем не менее это счастье, а не страдание.
Как говорится в текстах: 'Если ты сам страдаешь, но радуешься за того, кто испытывает счастье, то твое страдание уменьшается'. Это та позиция, которая называется равенство себя и другого.
Следующая позиция, которую мы осваиваем, называется обмен себя на другого.
Но эта позиция далека от мысли 'ты - мне, я - тебе'. Это обмен состоянием сознания. А состояние сознания, в котором мы сейчас пребываем, заключается в том, что все лучшее и большее мы присваиваем себе, а все худшее и меньшее мы способны отдать другому. Обмен себя на другого заключается в обмене состояниями ума.
Позиция, которая может быть выражена как 'признание важности себя и не-важности другого', 'возвышение себя и унижение другого' нуждается в изменении, именно её важно обменивать, а не что-либо другое.
Как говорит Шантидева в Бодхисаттвачарьяаватаре: 'Если не обменивать себя на другого, то нет никакой возможности достичь состояния Будды. И не только это - нет счастья и в сансаре'.
Обмен себя на другого, как и освоение других позиций при тренировке ума, не совершается прямо. Обмен себя на другого требует такой же последовательной и тонкой аргументации, как и освоение предыдущих позиций.
В аргументации позиции обмена себя на другого вы должны исходить из следующего тезиса: с безначального времени, перерождаясь, мы держимся того, что мы важные, главные, что мы самые хорошие.
Поразмыслите над этой позицией собственной важности, над тем, какие достоинства вы обретаете в жизни, занимая эту позицию, держась за себя как за нечто важное, главное, любимое и так далее. И вы увидите, что единственным обретением, которое у вас будет (пусть бы даже на Земле не осталось никого, кроме двух человек, поскольку нужна позиция по отношению к кому-то другому) - это страдание другого существа. Если вы - самое лучшее, самое главное, самое высокое и самое важное, следовательно, другой уже ниже, меньше и так далее. Следовательно, это прямой вред другому существу. И этот прямой вред приносит страдание.
Если эта позиция приносит страдание, то обратная связь заключается в том, что результатом её будет рождение существом ада, голодным духом или животным.
Эгоцентрическая позиция любого рода приносит страдание. И если мы рассмотрим её с точки зрения добродетели и недобродетели, то увидим, что только эта позиция заставляет убивать или брать то, что тебе не дано, или лгать, потому что ты лучше, важнее и так далее - ты используешь все для того, чтобы удержать эту позицию.
Вы видите, что только эгоцентрическая позиция, заставляет нас совершать эти поступки. А что влекут