Скажите, пожалуйста, чем вызван выбор Чистой Земли для практики Пхова?
РИНПОЧЕ: Здесь есть смысл в выборе, поскольку есть разница между Чистыми Землями. Одна из Чистых Земель, о которой вам говорилось, называется Чистая Земля Ваджрайогини. Это один вид Чистой Земли. А вот выбор Чистой Земли Будды Амитабхи обусловлен тем, что способ рождения в этой Чистой Земле считается наиболее простым и легким.
Тренировка ума. Мысль о просветлении.
Существует много разных типов тренировки ума. Один из них называется 'тренировкой ума по семи пунктам'. Это следующие пункты:
1) введение в тренировку ума в соответствии с учением шастр;
2) тренировка относительной мысли о Просветлении;
3) тренировка абсолютной мысли о Просветлении;
4) размышление о порочности и ущербности позиции важности собственного 'я';
5) размышление о достоинствах позиции важности другого;
6) обмен себя на другого (Эта тема основывается на предыдущих) ;
7) принятие и отдача.
Есть два вида наставлений:
Первый вид наставлений связан с передачей этих наставлений от Будды Победоносного бодхисаттве Майтрейе. А через него - выдающимся ученым-практикам: Асанге, через Асангу - Чандракирти, от Чандракирти - Камалашиле. Это традиция, которая объясняет способ тренировки ума, состоящий из семи пунктов.
Другой тип наставлений был проповедан Буддой Победоносным бодхисаттве Манджушри и через него достиг слуха бодхисаттвы Шантидевы, а бодхисаттвой Шантидевой был включен в традицию как способ тренировки ума, который носит название 'Обмен себя на другого'.
В XI веке в Индии в одном из буддийских университетов жил знаменитый ученый по имени Атиша. Он стал преемником обеих традиций тренировки ума. Обе эти линии были ему известны и практиковались им. Когда в XI веке Атиша прибыл в Тибет, он принес обе эти традиции буддизма.
В то время в Тибете не было традиции тренировки ума, касающейся воспитания мысли о Просветлении. Поэтому Атиша с иронией говорил о том, что в Тибете есть бодхисаттвы, которые не знают, что такое любовь и сострадание. Это означало, что без особой практики тренировки ума, в процессе которой, собственно, и осуществляется освоение любви и сострадания, не появляются ни знание о том, что такое любовь и сострадание, ни бодхисаттвы, которые вырастают из любви и сострадания. И когда Атише задавали вопрос о том, что же делать для того, чтобы стать бодхисаттвой, чтобы породить любовь и сострадание, он отвечал, что для этого нужно тренировать свой ум.
Способ тренировки ума по семи пунктам Атиша излагал всем желающим, всем, кто хотел узнать это.
А с традицией, которая называлась 'Обмен себя на другого', Атиша не ознакомил никого, кроме своего ученика и помощника по имени Дромтомпа. И поэтому то, что было изложено Дромтомпе, оказалась у него как передача Учителя.
От Дромтомпы эта традиция была передана его ученику по имени Геше Потоба.
Геше Потоба передал этот способ тренировки ума двум своим ученикам по имени Геше Лангтанва и Геше Шарава. После Геше Лангтанва традиция тренировки ума уже стала называться 'Способ тренировки ума, состоящий из восьми строк'. Эти восемь строк включают в себя строку, в которой говорится: 'Все пороки и ошибки нужно взять на себя, а все счастье и заслуги нужно отдать другому'.
В то время жил ученый, который принадлежал старой школе Ньингма и был сведущ в так называемых 'десяти науках индо-тибетской культурной традиции', которая тогда еще была слабо развита в Тибете. Поэтому такой ученый человек представлял собой редкое явление в Тибете. Звали его Чекава. И он увидел эту книгу, которая называлась Способ тренировки ума, состоящий из восьми строк.
Прочитав строку о том, что страдания, пороки и ошибки нужно брать на себя, а то, что делается правильно, хорошо и является счастьем, отдавать другому, он изумился и подумал, что это и есть настоящее наставление, которому можно следовать. И когда он стал интересоваться, кто же является носителем этой традиции, чтобы в деталях узнать смысл этих строк, он услышал, что тот, от кого это учение исходило - Лангтанва - уже умер. Но оставался еще один носитель этой традиции по имени Шарава. В то время Геше Шарава жил в одном дне пути от Лхасы, в монастыре, и у него было множество учеников. И Чекава отправился в этот монастырь. Когда он стал слушать вместе со всеми учениками то, что объясняет им Шарава, он с удивлением услышал, что Геше Шарава не говорит ничего о том, что нужно взять на себя все ошибки, пороки и страдания, а другим нужно отдать все счастье и все то, что есть хорошего.
В течение долгого времени Чекава слушал