Высшей Истины или Абсолютной Истины: 'Наташи не существует'. Мы приходим к этому в результате анализа, который только что коротко описали. Но мы пользуемся именем Наташа, накладывая его на некую основу. Общепринятое наше использование этого имени ('Наташа пришла') вместе с основой, на которую мы его накладываем, является результатом того, что мы не проводим подобный анализ того, что же является Наташей. И поэтому мы говорим: 'А в общепринятом смысле Наташа существует'.
Когда мы, возвращаясь к анализу способа (существования, который обозначается именем Наташа, ищем: 'Что же есть Наташа?' или 'Где же находится эта Наташа?', и не находим Наташи, мы говорим: 'Это существование пусто от Наташи'. 'Пусто от Наташи', поскольку мы не можем найти, что же является Наташей. И это есть пустота по природе, то есть Наташа по природе своей не существует.
Это есть пустота, или, говоря другими словами, 'Наташа не обладает независимым 'я', независимым существованием'. Независимым, то есть свободным, не зависящим от причин и условий существованием.
Вот это и есть краткое объяснение тем 'Пустота' и 'Отсутствие независимого 'я'.
Анализ, который мы производим в поисках Наташи, не находя Наташи — это и есть рассмотрение способа существования Наташи на уровне Высшей, или Абсолютной Истины. Мы не находим Наташи и говорим: 'По природе Наташа пуста'. Это и есть пустота в рассмотрении Истины о страдании.
Или мы говорим 'Отсутствие независимого 'я'. В каком смысле 'Отсутствие независимого 'я'? Что такое 'Отсутствие независимого 'я'? Это значит, что нет такой Наташи, которая не опиралась бы ни на какие причины и условия. Существование Наташи опирается на её скандхи, опирается на то, что этим скандхам присвоено имя 'Наташа', и мы не можем сказать, что существование Наташи происходит вне зависимости от причин и условий. В этом смысле мы и говорим об отсутствии независимого 'я'. Вот это и есть четыре аспекта, в которых мы рассматриваем Истину о страдании.
Истину о страдании нужно рассматривать для того, чтобы понять самому, что это такое. Нужно стараться усвоить это самому. Это важно.
Пожалуйста, задавайте вопросы.
ВОПРОС: Что значит 'Загрязненные принятые на себя скандхи'?
РИНПОЧЕ: Мы говорим 'принятые на себя загрязненные скандхи'. Слово 'загрязненные' обозначает наличие аффектов. Загрязненные аффектами, аффективные, наделенные аффектами. Загрязненные в том смысле, что наше рождение происходит в связи с кармой, в зависимости от кармы. Что значит 'принятые на себя' скандхи? Нужно понимать, что когда происходит наше рождение, то это занимает единый миг, — миг, когда сознание входит в материнскую утробу, этот момент и называется рождением в буддийском понимании. И в этот момент рождения наше тело возникает совершенно независимо от нас. Оно происходит в зависимости от предыдущей кармы и аффектов. Вот это и есть загрязненные принятые 'груды' или скандхи.
ВОПРОС: Тонкое сознание, которое перерождается, — это и есть Наташа?
РИНПОЧЕ: Даже то тонкое сознание, которое присутствует как составная часть сознания Наташи, а мы ищем Наташу в двух составляющих нашего рождения, то есть в теле и в уме, не является Наташей. Почему? Мы с вами согласились с тем, что Наташа не обладает независимым существованием. А следовательно, ни тело, ни ум Наташи тоже не обладают независимым существованием. А затем мы возвращаемся к первому исходному пункту, связанному с пустотой, то есть к представлению о том, что и тело и ум по природе пусты. Любой уровень ума, будучи пустым по природе, не является Наташей. Если бы существование Наташи не было зависимым, зависимым от основы, на которую накладывается имя Наташа, то мы, увидев некую женщину и не зная, что это Наташа,
могли бы совершенно спокойно сказать: 'Это Наташа'. Вот тогда это было бы независимое существование, вот тогда мы могли бы на. основании такого способа существования сразу утверждать: 'Это Наташа'. Но до тех пор, пока мы не знаем, что это движущееся существо называется Наташа, мы не можем сказать: 'Это Наташа'. Или до того, как её родители дали ей имя Наташа, хотя она уже существовала, мы не могли сказать, что это Наташа. Где вы найдете человека, который не будучи знаком с Наташей и не зная, что эта женщина зовется Наташей, увидев Наташу, сразу признает в этом существе Наташу? Вы такого человека не найдете, и это является основанием для утверждения о том, что нет независимого существования Наташи.
Мы занимаемся анализом, ищем Наташу в этом соединении тела и ума и не находим. Тем не менее, по общепринятому