время книга Бардо Тедол не упоминалась как источник объяснения проблем, связанных с состоянием бардо. Поэтому и я не использую это сочинение как источник для подобных сведений.
Невозможно говорить о таких сложных вопросах, не имея источника, по которому вы знакомы с этими сложнейшими проблемами.
Если разделить людей по принципу верующих и не верующих в будущее рождение, то сейчас в мире не верующих в будущее рождение гораздо больше, чем верующих в него. Но для тех, кто верит в будущее рождение, должен существовать научный источник, к которому возводится эта вера. А все проблемы бардо связаны с проблемами будущего рождения.
И источник этот должен быть достоверным, то есть должен являться Словом Будды, поскольку мы говорим о буддийском Учении.
Если мы можем любого человека отправить к достоверному источнику, то это является достоверным знанием. По крайней мере так считают сторонники школы Гелугпа.
Таким образом, при анализе и исследовании всех 12-ти звеньев Цепи зависимого происхождения мы можем обратиться к определенным источникам. Это могут быть сутры, которые иначе называются Словом Будды, - основополагающая литература, или ша-стры - вторичная комментаторская литература.
А если кто-то ссылается только на 'наставление ламы' или 'наставление Учителя', то это говорит о недостаточности информации. Поскольку без ссылок на источники наставления какого-либо отдельного человека не могут считаться авторитетной информацией.
Когда существо бардо умирает, соединяясь с кровью и спермой будущих родителей, наступает момент рождения. И это сознание, которое уже является новым рождением, называется сознанием результата. Присоединение сознания к крови и сперме - это и есть рождение.
Четвертое звено Цепи зависимого Происхождения называется
'Имя - форма'. Имя и Форма означают те пять скандх, которые
мы обретаем в этом рождении. Под Именем подразумевается четы
ре скандхи, а именно:
1) ощущение;
2) формирующие факторы;
3) распознавание;
4) сознание.
Отдельно выделяется та составляющая нашего рождения, которая называется 'тело'. Оно и имеется в виду под 'формой'. Наше тело - это результат соединения крови и спермы родителей. Все остальное к нему не относится.
Выше мы с вами говорили о бардо. И говорили, что каждое существо, рождаясь, проходит через бардо.
Здесь пришла пора сделать оговорку, которая состоит в том, что наш мир состоит из трех сфер:
1) сферы желания;
2) сферы формы;
3) сферы без форм.
Наше перерождение, если мы рождаемся в сфере без форм, не сопровождается рождением в бардо.
В сфере без форм также, как и в сфере форм, нет грубой формы, которую мы называем телом, или плотью. Именно поэтому для того, чтобы родиться в сфере без форм, не требуется прохождения через бардо.
Мы говорим о том, что при соединении крови и спермы происходит рождение.
Рождение имеет четыре периода, первые два по-тибетски называются 'мер-мер-по' и 'нур-нур-по'. Мер-мер-по представляет некую аморфную массу, которая похожа на простоквашу и которая затем, в следующем периоде, который называется нур-нур-по, приобретает более плотную консистенцию.
В этой плотной консистенции уже можно разглядеть зачатки дальнейшего развития. Эмбриональное развитие завершается пятым звеном Цепи зависимого происхождения, которое называется 'источники (сознания) в виде пяти органов чувств'.
Пять органов чувств формируются внутри материнской утробы. Это длительный период, поскольку органы чувств сначала развиваются как физические органы чувств.
Затем уже, когда они становятся более или менее полноценными, физически сформированными, возникает то, что называется зрительным сознанием, слуховым сознанием и так далее, то есть шесть видов сознания.
Сначала происходит физическое формирование органов чувств, а затем уже формирование способности психического восприятия, связанного с работой этих органов. Соприкосновение с окружающим миром - это шестое звено Цепи зависимого происхождения.
Таким образом, сформировавшись, органы чувств в дальнейшем развитии определяют седьмое звено Цепи, которое называется 'ощущение' . Это означает, что на базе сформировавшихся органов чувств и видов восприятия, связанных с определенными органами чувств, живое существо уже в утробе матери испытывает, хотя и в довольно слабой форме, страдание и удовольствие. Поэтому седьмое звено и называется 'ощущение'. Ощущение развивается в полной мере, когда проходит 9 месяцев и 10 дней пребывания живого существа в материнской утробе. Тогда живое существо начинает совершенно полноценно переживать страдание или