вы будете успевать только стать самим божеством. Воссоздать божество перед собой, оживить себя как божество с помощью джнянасаттв, оживить божество перед собой с помощью джнянасаттв, произвести ритуал омовения, очищения, посвящения сосуда и закончить практику нисхождением нектара (поскольку смысл заключается именно в этом), сопровождая нисхождение нектара чтением мантры - все это сделать сразу слишком трудно. И на первых этапах вы не сможете заниматься практикой чтения мантры (но вы будете стараться делать это!) Так что это еще не есть настоящая практика.
Освоение самых важных элементов этой практики, а именно: самопорождения, порождения перед собой, совершения всех нужных действий (приглашение джнянасаттв, посвящение, нисхождение нектара и чтение мантры) - все это потребует очень много времени. Но по мере того, как вы будете с этим осваиваться, вы будете входить в детали и сокращать время своей практики.
Имеет смысл не затягивать эту практику, а, скорее, делать её качественно. Качественно в том смысле, что если вы все проделываете с полной искренностью и следуя наставлениям, то после какого-то времени вы почувствуете, как что-то изменилось в вас. Изменилось в теле, изменилось в уме. И если это чувство появляется, то с ним появляется чувство веры в это божество, в это наставление.
Вот когда появляется это чувство личной перемены и некоторое доверие, вера, тогда вы уже изменяете практику качественно, вводите детали и обращаете внимание на то, чтобы яснее видеть и так далее. То есть интенсивность практики возрастает.
Проблема состоит в том, что у нас не хватает искренности, последовательности в совершении этих действий. И это нам мешает, то есть нам мешает собственное недоверие. Поэтому мы не можем прибегнуть к Прибежищу, и потому Прибежище не может нас уберечь. А потому мы не можем к этому Прибежищу приблизиться.
Поэтому при осуществлении этой практики может случиться так, что вы почувствуете себя неблагополучно, некомфортно. А может случиться так, что вы почувствуете себя исключительно комфортно, блаженно. Но что бы ни случилось, какие бы крайние состояния вы ни переживали - исключительно хорошие или нехорошие, это все равно не должно вам мешать продолжать практику. Все равно это не должно вас обескураживать.
Секрет и состоит в том, чтобы делать это устойчиво, устойчиво находиться в состоянии искреннего желания достичь Прибежища. Тогда состоится эта связь, тогда состоится это Прибежище. И осуществится смысл этого действия.
Трудно все объять с первого раза, и в следующие дни мы вернемся еще раз к этой теме.
Двенадцать звеньев Цепи зависимого происхождения
Мы говорим о 12 звеньях Цепи зависимого происхождения. И эти 12 звеньев, если их рассматривать с точки зрения способа пребывания в сансаре, укладываются в две Истины Святого, а именно в Истину о страдании и в Истину о происхождении страдания. А если рассматривать их с точки зрения освобождения от сансары, то они укладываются в Истину о прекращении страдания и в Истину о Пути прекращения страдания.
Таким образом, 12 звеньев зависимого происхождения укладываются в четыре Истины Святого. Я надеюсь, что вы знаете перечень этих 12 звеньев. И, тем не менее, мы их еще раз перечислим:
Первое - Изначальное неведение
Второе - Формирующие факторы
Третье - Сознание
Четвертое - Имя и форма
Пятое - Источники сознания
Шестое - Соприкосновение
Седьмое - Ощущение (чувство)
Восьмое - Жажда
Девятое - Привязанность
Десятое - Существование
Одиннадцатое - Рождение
Двенадцатое - Старость и смерть
Существует разная последовательность этих звеньев. Когда мы следуем вышеупомянутому перечню, то все звенья выстраиваются именно в такой последовательности, именно так осуществляется рождение. А когда мы говорим о первых двух звеньях - изначальном неведении и формирующих факторах (карме), то два первых звена соотносятся с первыми двумя Истинами, соответственно, с Истиной о происхождении страдания и с Истиной страдания.
Мы говорим: 'Изначальное неведение'. Это то, что нам свойственно вплоть до достижения уровня Святого. Только когда мы достигаем того, что называется Путь видения, и начинаем Путь Святого, мы оставляем изначальное неведение.
Вплоть до этого момента изначальное неведение свойственно нам, присутствует в нас, держит нас.
И вы уже можете проследить эту последовательность. Когда мы говорим о страданиях, например, о страданиях человеческого существования в виде рождения, болезни, старости и смерти, то эти страдания возникают из кармы, а карма возникает из аффектов. А основой