как любовь, сострадание и пустота. Это практика номер один.
Мы называем практику освоения этих объектов практикой созерцания номер один. Но освоение любви и сострадания вовсе не требует, чтобы вы сели в определенную позу и порождали таким образом любовь и сострадание. Породить таким образом любовь и сострадание несколько затруднительно, поскольку объектом любви и сострадания являются живые существа. Для 'освоения' любви и сострадания нужно очень много размышлять над тем, что живые существа страдают. А это влечет за собой длинную цепь размышлений, которая и приводит к зарождению любви и сострадания. Так работают с объектами созерцательной практики. Может быть вы думаете, что во время практики созерцания нужно сесть в определенную позу и начать созерцать, ничего не имея в качестве объекта этой практики, но ни в одной книге, ни в одном тексте, относящемся к буддийскому Учению, вы не найдете описания подобной практики. И поэтому, если вы садитесь в определенную позу чтобы приступить к практике созерцания, то размышляйте о том, что есть Истина о страдании и что нет страдания большего, чем наше рождение, наше тело, и что именно с ним связано понятие страдания. И если, сев в удобную для вас позу в удобное для вас время, вы размышляете над тем, что страдание - это непостоянство и приводите основания, почему это так; что страдание - это присущее телу качество страдательности и приводите основания, почему это так; что пока вы находитесь во власти кармы и аффектов и быть не может ничего другого, кроме страдания; что наше тело не имеет ничего чистого и почему это так; и далее, что такое 'пусто', от чего 'пусто' и что не существует независимого 'я', - то вот такое размышление связано с подлинными тибетскими источниками, которые относятся к Учению. Это освоение Четырех Истин, которое является настоящей созерцательной практикой. Созерцательная практика также может быть связана с каким-либо божеством, которое вы созерцаете, читая при этом относящуюся к нему мантру.
И это все преследует только одну цель: сделать так, чтобы ваш ум не покидал вас ради каких-либо внешних объектов. Поэтому вы, стараясь обхитрить свой ум, задаете ему работу. Благодаря этой работе ваш ум остается спокойным, и таким образом начинает осуществляться взаимосвязь между умом, заданной ему работой и результатом этой работы. И если в книгах, какими бы они ни были, пишется, что созерцательная практика состоит в том, чтобы, не имея никакого объекта, сесть в определенную позу, закрыть глаза и заняться созерцанием, то эта практика не имеет никакого отношения к буддийскому Учению.
И если это будет созерцательная практика, связанная с божеством, которое называется йидамом, то есть с божеством, к которому вы обращаетесь и с которым устанавливаете связь для того, чтобы получить определенные результаты, то принцип созерцательной практики остается тем же.
Обратимся к практике Тары. Тара, как и другие божества, является воплощением Будды и, в частности, воплощением энергии Будды, что означает её связь с преобразованием элементов. Имеются в виду Великие элементы, к числу которых относятся Земля, Вода, Огонь и Воздух.
С Тарой как с воплощением Будды связано преобразование элемента Воздух. И это преобразование имеет определенный смысл, поскольку энергия, Воздух, является символом движения и, соответственно, обладает свойством быстро проявлять желаемые результаты. Поэтому когда мы вступаем в связь с божеством, которое является воплощением энергии Будды, при этом неважно, Белая это Тара или Зеленая, те совершенства, те достижения, которые мы хотим получить, появляются достаточно быстро. Вот в чем смысл установления связи с такими божествами, как Тара.
Если это Белая Тара, то первоочередные достижения, связанные с практикой Белой Тары - это долгая жизнь, в которой отсутствуют какие бы то ни было серьезные препятствия.
А практика Зеленой Тары устраняет препятствия и помогает достичь благосостояния в этой жизни.
При этом мы оговариваемся: 'По преимуществу'. Это то совершенство, которое 'проявляется' в первую очередь, на которое мы рассчитываем по преимуществу. Но это не значит, что другое совершенство не может 'проявиться' как побочное явление. То есть, если мы молимся о продолжительной жизни, могут появиться те совершенства, те достижения, которые связаны с Зеленой Тарой. Точно так же, когда мы молимся Зеленой Таре об отсутствии препятствий и о благополучии в этой жизни, то может, как побочный эффект, 'проявиться' продолжительность жизни, свойственная в первую очередь молитве, обращенной к Белой