и существует Путь. Под Истиной прекращения страдания мы имеем в виду избавление от грубой части аффективных состояний и достижение состояния, которое мы называем Путем Святого или Уровнем Святого. Когда мы избавляемся от этой грубой части (примерно половины) аффектов, начинается Путь Святого.
В рассмотрении Истины о прекращении страдания тоже присутствует четыре аспекта. А именно:
1. Прекращение.
2. Успокоение.
3. Наивысшее состояние (состояние блаженства).
4. Отречение.
1. Прекращением называется тот момент, когда, проходя по Пути и достигая Уровня Святого, вы избавляетесь от грубых аффектов, которые заключаются в ложном воззрении и сомнении. В сомнении и ложном воззрении относительно связи поступков и результатов (то есть кармы), наличия будущей жизни, Четырех Истин и так далее. Именно это состояние, достигаемое при отходе от грубых аффектов - ложных взглядов и сомнения, и называется Прекращением. Оно-то и является точкой отсчета на Пути Святого.
В понятие 'прекращение' включается не только внешнее, видимое прекращение аффективных состояний, но и искоренение их в своем потоке сознания. То есть прекращается сама возможность возвращения к этим грубым аффективным состояниям. Вслед за этим наступает состояние успокоения.
2. Наступает успокоение от страданий. Успокоение - это второй аспект рассмотрения Истины о прекращении страдания. Успокоение от страдания, возникающего от грубых аффективных состояний. Например, если вы избавились от состояния гнева, то все ваши мучения и страдания, возникающие от подобных гневных состояний, прекращаются, вы успокаиваетесь.
3. Третий аспект Истины о прекращении страданий связан с Высшим успокоением, то есть с состоянием блаженства, которое следует за успокоением и появляется только при наличии первых двух состояний. Состояние блаженства - это очень хорошее состояние, оно связано с тем, что испытываемые раннее грубые аффективные состояния уже никогда не возникают в потоке сознания.
4. Четвертый аспект Истины о прекращении страдания - это Отречение. Отречение, оно же уход от страдания, оно же Нирвана. Мы употребляем это слово и в другом контексте, когда, стремясь встать на позицию буддийского мировоззрения, мы отходим от всех наших желаний, страстей и приобретаем некоторое состояние удовлетворения. Так вот, в высшем смысле это состояние Отречения рассматривается как уход от страдания и присутствует уже как аспект Истины о прекращении страдания.
Истина о Пути
При анализе первых двух Истин Святого мы рассматривали их с точки зрения причины и следствия. И так же мы рассматриваем две последние Истины - Истину о прекращении и Истину о Пути. Мы видим, что с точки зрения причины и следствия Истина о прекращении страдания является следствием, а Путь, на котором мы осуществляем это прекращение страдания, является причиной такого прекращения.
Мы говорим, что причиной страдания является неведение. Если мы сведем все причины страдания к одной единственной причине, то этой причиной и будет неведение. Следовательно, 'ведение' является тем, что противоположно неведению. Так вот, ведение, если рассматривать его как противоядие неведению, связано со Знанием. Это Знание с большой буквы. И если раскрыть его содержание, то этим Знанием будет постижение отсутствия независимого 'я'. Постижение отсутствия независимого 'я', в конечном итоге, и есть то противоядие, которое побеждает неведение. И не просто познание об отсутствии независимого 'я', а непосредственное постижение этого. Что значит 'непосредственное постижение отсутствия независимого 'я'? Это означает видение отсутствия 'я' напрямую. Видение напрямую - это примерно то же самое, что и наше видение предметов с использованием своей зрительной способности, оно так же очевидно и убедительно и называется прямым постижением отсутствия независимого 'я'. Этим Знанием и обладают святые; отсутствие независимого 'я' видится ими напрямую.
Так же, как и предыдущие Истины, Истина о Пути, проходя по которому мы обретаем Знание, о Пустоте и об отсутствии независимого 'я', имеет четыре аспекта:
1) Путь;
2) осознавание (видение);
3) осуществление (практика);
4) полное искоренение.
1. Путь - это первый аспект Истины о Пути. Что значит Путь? Мы становимся на него, когда, породив в потоке сознания непосредственное видение несуществования независимого 'я', избавившись от грубых аффектов и достигнув уровня Святого, начинаем практику. Это называется Путь. Путь еще понимается как путь, по которому прошли все святые, породив в потоке сознания видение несуществования независимого