их становиться очень трудно. Это и называется страсть, сильное притяжение, привязанность.
Мы говорим об одном из основных аффектов, таком как страсть, и мы его объясняем логически. Слово страсть на тибетском языке означает 'притяжение' плюс 'желание', то есть сверхпритяжение, и мы знаем, что на основании этого сильного притяжения, страсти, мы совершаем множество отрицательных поступков (которые и называются деяниями), а они накапливают отрицательные деяния, или отрицательную карму.
Второй из основных аффектов — гнев. Он связан с враждебностью. Сначала это просто настроение, которое постепенно перерастает в постоянное состояние, и мы, когда бы ни вспомнили об объекте, к которому испытываем враждебность, усиливаем и усиливаем ее. Она перерастает в гнев или в агрессивное состояние. И даже когда объект нашего гнева отсутствует, то при простом воспоминании о нем мы тут же воспроизводим всю полноту нашего состояния агрессивности по отношению к этому объекту. Это и называется гнев.
Каждый из нас хорошо знает, что на основании страсти и гнева мы накапливаем много грехов. И мы знаем, как из страсти и гнева мы легко совершаем различные отрицательные поступки телом, речью и мыслью. И это очень хорошо проясняет связь, выраженную в словах 'карма возникает из аффектов'. Карма, то есть деяния, возникает из аффектов. Например, если мы подчинимся склонности к гневу, то какой бы поступок мы ни совершили (телом, речью или мыслью), он будет связан с грехом, с пороком. Но так нельзя сказать в отношении основного аффекта — страсти, потому что вовсе не все поступки, совершаемые телом, речью и мыслью в связи со страстью, являются грехом. В частности, о супружеских отношениях Будда Победоносный не говорил как о грехе, хотя супружеская жизнь связана со страстью.
Причин для такого аффекта, как гордыня, очень много. Гордыня может появиться от красивой внешности, от богатства, гордыня может появиться от хорошего происхождения, от каких-то личных достоинств, — есть множество причин для порождения такого аффекта, как гордыня. Когда наш ум устремляется в некую высь, и мы говорим себе: 'Вот в этом то я выше, чем другие, лучше чем другие' — это гордыня. И если есть такой аффект, как гордыня, то приобретение каких-либо душевных качеств, достоинств ума — чрезвычайно трудная задача. Гордыня мешает. И наоборот, если отсутствует гордыня, то ум с легкостью приобретает самые лучшие качества. В связи с гордыней говорят: в низком месте быстро и легко вырастает зеленая мягкая трава, а на высоких горах она не растет. Поскольку, основываясь на гордыне, мы проявляем сильную склонность к тому, чтобы хулить других, тем самым теряя возможность собственного воспитания, гордыня является очень серьезным препятствием для порождения хороших качеств ума.
Оставшиеся два базовых аффекта: аффективное неведение и воззрение (переводится как 'ложное воззрение', хотя на самом деле слова 'ложное' в тибетском варианте нет). Это несколько особая тема, поскольку эти два базовых аффекта рассматриваются по-разному представителями разных школ.
Например, с точки зрения Мадхьямики Прасангики, нет разницы между воззрением (ложным воззрением) и аффективным неведением. А с точки зрения абхидхармистов — Васубандху и его брата Асанги, есть разница между аффективным неведением и ложным воззрением.
Асанга и его последователи рассматривают неведение как незнание, простое незнание того, что собой представляет тот или иной объект. А ложное воззрение рассматривается как воззрение, связанное с утверждением существования 'я'*.
И еще один из шести базовых аффектов — аффект, который называется сомнение. Сомнение относительно того, существуют или не существуют Четыре Благородные Истины Святого, взаимосвязь между поступками и результатами, просветленный Будда и так далее.
Ложное воззрение — это первое звено в Двенадцатичленной цепи зависимого происхождения, и оно соотносится с тем, что мы держимся за свое 'я', зная об истинном способе существования. Вот это называется ложным воззрением.
Таковы шесть базовых аффектов.
Если мы применим другой способ классификации аффектов, то можем соединить их в три основных аффекта. А именно: страсть, гнев и неведение.
Если мы применим еще один способ классификации, то и страсть и гнев относятся к неведению.
* То есть не просто незнание, а заблуждение. — Прим. пер.
Поэтому мы можем сказать, что основой и кармы и аффектов является неведение!
Если мы применим противоядие против неведения (существует такое понятие — 'противоядие'), и если мы будем использовать его в своем