'Нет причины страдания', или если мы говорим, что испытываем страдания, а страдание беспричинно, то мы должны прийти к выводу, что беспрерывно испытываем страдание, и нет ему конца. Это те самые ходы, которыми воспользовался знаменитый логик Дхармакирти, чтобы победить Чарвака в своих философских диспутах.
И мы можем пользоваться этими же доводами. Если, например, мы хотим построить дом, а нам чего-то не хватает, то есть отсутствуют причины, необходимые для постройки дома, у нас получится косой дом или что-то только похожее на дом.
Таким образом, мы можем воспользоваться теми же логическими построениями относительно причины происхождения страданий и того страдания, которое испытываем. И мы с вами приходим к выводу, что есть причина страдания, поскольку мы испытываем это страдание. И, еще не зная, в чем причина этого страдания, проникаемся доверием к этим основаниям. Мы начинаем немножко верить в то, что есть причина, или источник страдания.
ВОПРОС: Человек подбирает на улице раненое животное. Нарушает ли он при этом естественное течение кармы этого животного, а заодно и своей? Заслуга это или ошибка?
РИНПОЧЕ: Если мы подбираем кошку или собаку на улице и приводим её в дом, это, несомненно, заслуга. Несомненно, это накапливание добродетельной кармы. Но если вы приведете в свой дом очень много бездомных кошек и собак, то накопленная вами заслуга рискует перейти в недобродетельную карму, потому что у всего есть мера возможности, в том числе это касается и заботы о ком бы то ни было, и к ней тоже нужно примеряться.
Мы говорили, что школа Чарвака выдвинула тезис о беспричинности страдания. Чарвака придерживается того мнения, что нет причины страдания, а исходящая из этого дальнейшая позиция заключается в том, что нет причины и для счастья, что нет взаимодействия поступка и результата, а значит нет будущего рождения, то есть в какой-то степени эта позиция перекликается с мнениями некоторых современных ученых. И, соответственно, дальнейшие рассуждения тоже упираются в то, что со смертью тела сознание исчезает, не перерождается и так далее. Таким образом, беспричинность страдания основана на том, что не принимается закон взаимодействия поступка и результата, а значит и будущего перерождения.
В учении Чарвака видна недостаточность аналитического подхода. Правильное логическое основание, правильное логическое рассуждение, безупречная, правильная логика, лежат в основе анализа буддийских ученых, начиная с Дигнаги, предшественника Дхармакирти, и потому мы можем в полном объеме понять и исследовать способ возникновения страдания и счастья, а на этом уже основывается содержание самих понятий 'страдание', 'счастье' и так далее.
Например, мы говорим, что у святых нет причины для страдания, но в этих словах заключается совершенно определенный смысл. Святые, достигшие определенного уровня развития, а именно выхода за пределы сансары, пресекли карму, которая связана с недобродетелью и лежит в основе возникновения страдания. Поэтому мы можем говорить, что у них нет страдания сансары, и, соответственно, нет причины этого страдания.
Например, мы, люди, без особого труда можем убедиться в том, что испытываем страдания рождения, болезни, старости и смерти, и что существуют причины этих страданий. В сочинении, которое называется Уттаратантра (это шастра, которая приписывается бодхисаттве Майтрейе) говорится, что у святого нет страдания рождения, болезни и старости. Почему это так? Потому что уже отсутствуют причины возникновения страдания рождения, болезни и старости. Эта причина исчезла. Она уничтожена. И поскольку нет причины страдания, свойственного сансаре, то у святых нет и страдания, свойственного сансаре.
А мы — простые люди — испытываем все эти виды страдания. Почему мы их испытываем? Потому что мы имеем причины этого страдания, накапливая неблагую карму. Накапливая неблагую карму, мы, соответственно, испытываем результат, который в этой жизни возникает в виде страдания. И поэтому говорится, что причина возникновения страданий коренится в поступках.
Буддисты придерживаются точки зрения, которая заключается в том, что из-за недобродетельных поступков возникают результаты в виде страдания, а из добродетельных поступков возникают результаты в виде счастья. И это логически совершенно обоснованно. Логическая обоснованность подобных умозаключений дает возможность буддистам опровергнуть то заявление Чарвака, в котором говорится, что страдания не имеют причины.
Когда мы говорим: 'Страдания возникают по определенной причине', — это безупречное, логически