доносится из далекой средневековой Англии, укрытой туманами.
- Дональд, как здорово! Я не знал, что ты умеешь играть на гитаре!
- Ты не знал? Значит, ты думаешь, что если бы Иисусу Христу дали гитару, он бы сказал: «Я не умею на ней играть»? Мог ли он так сказать?
Шимода положил гитару на место и вышел со мной на улицу, залитую солнцем.
- Или ты думаешь, что найдется хоть один Мастер, достойный своей ауры, который не понял бы человека, заговорившего с ним по-русски или по-персидски? Или что Мастер не может разобрать трактор, или, скажем, управлять самолетом, если захочет?
- Так ты действительно все это умеешь?
- И ты тоже. Просто я знаю, что я знаю все.
- И я могу играть на гитаре так же, как и ты?
- Нет, у тебя будет свой стиль, непохожий на мой.
- Но как мне это сделать? - Я вовсе не собирался со всех ног бежать покупать гитару, просто мне было любопытно.
- Лишь убери то, что тебя сдерживает, откажись от своей веры в то, что ты не умеешь играть. Возьмись за нее, как будто это часть твоей жизни, что на самом деле так и есть, в одной из твоих других жизней. Знай, что ты прекрасно можешь на ней играть, и пусть твое бессознательное «Я» завладеет пальцами и начнет играть.
Я что-то читал об этом - обучение под гипнозом, когда гипнотизер говорит людям, что они - певцы и живописцы, и они поют и рисуют, как настоящие таланты.
- Мне трудно, Дон, забыть то, что я не умею играть на гитаре.
- Тогда тебе будет трудно на ней играть. Потребуются годы учебы, прежде чем ты позволишь себе заиграть, прежде чем твое сознание скажет тебе, что ты достаточно намучился и уже заслужил право играть хорошо.
- А почему же я быстро научился летать на самолете? Считается,что это очень сложно, но я схватывал все на лету.
- А ты хотел летать?
- Больше всего на свете. Ничего другого просто не существовало. Я смотрел из кабины вниз на облака, на дым, поднимающийся по утрам из печных труб прямо в небо, и я видел...
- А-а, я тебя понял. Ты хочешь сказать: к гитаре тебя так сильно не тянуло.
- Дон, у меня засосало под ложечкой, и это говорит о том, что именно так ты и выучился летать. Ты просто однажды сел в «Трэвэл Эйр» и полетел. Никогда не сидел в самолете до тех пор.
- Надо же, до чего ты догадлив.
- И ты не сдавал летных экзаменов? Подожди. Да у тебя и полетной книжки нет. Обычной полетной книжки с разрешением. Он странно посмотрел на меня, едва заметно улыбаясь, будто я поспорил, что у него нет книжки, а он знал, что она у него есть.
- Ты говоришь о бумажке? Такое разрешение?
- Да, бумажка.
Он не полез в карман и не достал бумажник. Он просто раскрыл правую ладонь, и на ней лежала полетная книжка, как будто он носил ее, ожидая, когда же я про нее спрошу. Она была совершенно новой, даже не сложенной пополам, и я подумал, что еще десять секунд назад ее вообще не существовало. Но я взял ее в руки и внимательно прочитал. Это было официальное удостоверение пилота, скрепленное печатью Министерства транспорта, выданное Дональду Уильяму Шимоде, живущему в штате Индиана, разрешающее ему управлять одно- и многомоторными самолетами, планерами и работать в качестве штурмана.
- А допуск к гидросамолетам и вертолетам?
- Достану, если понадобится, - сказал он так таинственно, что я расхохотался еще раньше его. Парень, подметавший тротуар, посмотрел на нас и тоже улыбнулся.
- Слушай, а мне? - попросил я. - Я хочу допуск к авиалайнерам.
- Свою полетную книжку будешь подделывать сам, - ответил он.
Часть семнадцатая
Во время радиопередачи Джефа Сайкса я вдруг увидел совершенно незнакомого мне Дональда Шимоду. Передача началась в девять вечера и шла до полуночи. Мы сидели в крохотной комнатке, заставленной катушками с рекламными заставками, записанными на пленку, кругом было полно каких-то рукояток и циферблатов. Беседу с нами Сайкс начал с того, что поинтересовался, не нарушаем ли мы закон, когда летаем по стране на старых самолетах и катаем пассажиров.
Ответ был прост. Ничего противозаконного в этом нет, и наши самолеты так же тщательно проверяются полетной инспекцией, как и реактивные лайнеры. Они надежней и безопасней, чем большинство современных самолетов из металла, и для полетов достаточно лишь получить лицензию и разрешение фермера использовать его поле. Но Шимода сказал совсем иное.
- Никто не может помешать нам делать то, что мы хотим, Джеф, - ответил он.
Конечно же, он был прав, но в его ответе не хватало тактичности, а без нее не обойтись, когда выступаешь перед радиослушателями, интересующимися, с чего это мы тут разлетались на наших этажерках.