становятся менее значимыми. В действительности нет никаких
человеческих идей. Есть лишь идеи, воспринимаемые интеллигенцией,
потом 'занижаемые' из-за постоянной приверженности людей наваждениям,
эмоциональным, или астральным, суждениям и эгоистическим интерпретациям.
Следует помнить: активность всех этих 'впечатляющих агентов' в
самом широком и общем смысле чувствуется на всей планете, во всей
планетарной ауре. Их толчки ощущаются в любом царстве природы, —
именно так исполняется цель Господа Мира. Бытие, Связность и
Активность сплавляются, тем самым, в одно сотворенное творческое
целое; жизнь, качество и явление совместно отзываются на тяготеющее
намерение планетарного Логоса, оставаясь в то же время творчески
свободными в своей реакции на воспринимаемые впечатления; реакция
необходимо зависит от типа и качества регистрирующего впечатления
механизма. Последний развивается жизнью внутри формы в течение
всего творческого периода, причем внутренняя сущность в любой форме
любого царства природы остается свободной и реакция на впечатления
бывает быстрой или медленной согласно воле контролирующей жизни.
В минеральном царстве эта реакция очень медленна из-за инерции,
или тамаса, контролирующего духовную жизнь внутри минеральной формы;
в растительном царстве она убыстряется, и призывный зов жизней
этого царства пробуждает дэва мир, который очень помогает и ускоряет
раскрытие растительного сознания; в этом одна из причин его относительной
безгрешности и исключительной чистоты.
Основные впечатления, регистрируемые вторым царством природы,
приходят от ангельских миров и 79] дэва иерархии. Ангелы и дэвы
являются для растительного царства тем же, чем является духовная
Иерархия для человечества. Это тайна, которая, конечно, вас не
касается. Но прием впечатлений и реакции свойственны обоим царствам,
и от отзывчивости зависит эволюция внутреннего сознания.
Животное царство особенным образом связано с четвертым царством
природы, и животное сознание раскрывается параллельно сознанию
человеческого существа, — хотя и по-другому, — начинающему отзываться
на царство душ, пятое царство. В этом карма и судьба четвертого
царства — быть впечатляющим агентом третьего; проблема, однако,
осложняется тем, что животное царство возникло раньше человеческого
и потому накопило определенную карму — как благую, так и злую —
к появлению рода человеческого. Осуществляемый человечеством 'процесс
передачи впечатлений' тормозится, а подчас и сводится на нет двумя
факторами:
1. Человеческими невежеством и эгоизмом плюс неспособностью работать
сознательно, познавая, с зачаточными умами внутри животных форм;
это верно за исключением немногих (очень немногих) примеров общения
с домашними животными. Когда продвинется само человечество, его
познавательное влияние на сознание животного царства будет производить
следствия в масштабе планеты. В настоящее время это не так. Это
осуществится только когда животное царство (вследствие человеческого
понимания)
станет призывным.
2. Накопленной животным царством кармой, в значительной степени
отработанной в наше время в связи с родом человеческим. Кармическая
сущность — контролируя третье царство — ляется частью планетарного
Обитателя Порога.
80] Таким образом, можно отметить чудесный планетарный процесс передачи
впечатлений: все они приходят из наивысших возможных источников,
хотя и спускаются до уровней воспринимающих факторов; все более
или менее (сообразно качеству механизма приема) отражают волю и
цель Саната Кумары; все после эонов своего действия оказывают групповой
эффект и воспринимаются с большой готовностью.
Главное, что мешает абсолютно беспрепятственной передаче впечатлений
от Шамбалы прямо в минеральное царство через все остальные царства,
— это фактор свободной воли, определяющий кармическую ответственность.
Карма