Шри Рамана Махарши

Весть истины

к веревке и опущен- | дающей в океан и

| ному в воду колодца | утращивающей свою

| | индивидуальность

| (4) как ведро вытаскивается | (4) река не может вер-

| за другой конец веревки, | нуться из океана

| так и ум покидает Свет |

У Мудреца, осознавшего Самость, ум полностью разрушен и мертв, но для внешнего наблюдателя Мудрец может казаться обладающим умом, словно мирянин. Следовательно, личность 'я' Мудреца имеет только кажущуюся 'объективную' 'реальность', а на самом деле это 'я' не имеет ни субъективного существования, ни объективной реальности.

----------------------------------------------------------------------------

II

ТИШИНА И УЕДИНЕНИЕ

У. Является ли обет молчания полезным?

М. Внутренняя Тишина есть само-отдача. И это то же самое, что и жизнь без чувства эго.

У. Необходимо ли уединение для санньяси?

М. Уединение пребывает в уме человеческом. Один может быть в гуще мира, сохраняя, тем не менее, совершенную безмятежность ума, и такой человек всегда находится в уединении. Другой может жить в лесу, но оказаться все еще не в состоянии управлять умом. О таком человеке нельзя сказать, что он уединен. Уединение определяется ориентацией ума: человек, привязаный к мирским вещам, не может достичь уединения, где бы он ни был, а непривязанный всегда пребывает в уединении.

У. Что такое мауна?

М. Состояние, которое превосходит речь и мысли, будучи медитацией без умственного усилия, и есть мауна. Подчинение ума - это медитация, а глубокая медитация есть вечная речь. Тишина - это постоянная Речь, это неиссякаемый поток 'сообщения', который прерывается словесной речью, ибо слова блокируют этот безмолвный 'язык'.

Лекции могут часами занимать людей, не способствуя их совершенствованию. С др. стороны , Тишина постоянна и помогает человечеству в целом... Под Тишиной подразумевается Красноречие. Словесные наставления не так красноречивы, как Тишина. Тишина - это непрекращающееся Красноречие... Она - лучший из языков. Существует состояние, когда слова исчезают и торжествует Тишина.

У. Но как же тогда мы можем обмениваться мыслями друг с другом?

М. Это необходимо лишь при существовании чувства двойственности...

У. Почему Бхагаван не выходти к народу и не проповедует ему Истину?

М. Откуда вы знаете, что я этого не делаю? Разве проповедь заключается в том, чтобы взобраться на трибуну и взывать к толпе вокруг? Проповедь есть просто сообщение Знания, а по-настоящему оно может быть передано только в Тишине. Что вы думаете о человеке , который слушает поучение в течение часа и уходит не затронутый им настолько, чтобы изменить свою жизнь? Сравните его с другим, сидящим в святом Присутствии и уходящим через некоторое время с полнлстью изменившимся взглядом на жизнь. Что лучше: громко проповедовать без всякого толку ли безмолвно сидеть, посылая Внутреннюю Силу?

С др. стороны, как возникает речь? Существует абстрактное Знание, из которого поднтмается эго, являющееся, в свою очередь, мыслью, а мысль вызывает изреченное слово. Поэтому слово - это всего лишь правнук начального Источника. Но если слово может производить воздейсвие, столь ценимое вами, то насколько более мощной должна быть Проповедь посредством Тишины. Однако люди не понимают этой простой, неприкрашенной истины, Истины их каждодневного, всегда присутствующего, вечного переживания. Эта Истина есть то же, что Самость. Существует кто-нибудь, не знающий Истинного Я? Но людям не нравится даже слышать об этой Истине, в то время как они стремятся узнать о том, что лежит вдали, - о небесах, аде и перевоплощении.

Поскольку они любят тайну, но не Истину, то религии стараются обслужить

их так, чтобы в конечном счете привести обратно к Самости. Какие бы сред-

ства ни применялись, вы должны в конце концов вернуться к Себе,

к Самости. Так почему бы не пребывать в Самости здесь и теперь? Чтобы на-

блюдать или размышлять о других мирах, Самость необходима, и поэтому

люди не отличаются от Самости. Даже невежественный человек, когда он наблюдает предметы, видит только Самость.

III

КОНТРОЛЬ УМА

У. Как я могу контролировать ум?

М. Если Самость осознана, то контролировать нечего, так как Самость сияет только после исчезновения ума. В человеке, осознавшем Самость, ум может быть или не быть активным, но для него существует только Самость, ибо ум, тело и мир неотделимы от Самости, а значит, принадлежат ЕЙ. Отличаются ли они от Самости? Так почему нужно беспокоится об этих тенях, когда Самость известна? Как они могут повлиять на Самость?

У. Если ум - это