является одним из методов садханы, посредством которого мысли в данный момент эффективно контролируются, ибо они являются направленной вовне деятельностью ума, и мысль прежде всего следует за 'взглядом' -- физическим или мысленным.
Следует, однако, отметить, что эта садхана с остановкой внимания на точке между бровями должна сопровождаться джапой, потому что следующим по важности после физического глаза является физическое ухо -- и тот и другой органы предназначены для сдерживания и отвлечения ума. Следующим по важности за глазом ума (то есть за мысленной визуализацией объекта) является ухо ума (то есть мысленная артикуляция речи), оба -- для контроля и , посредством этого, усиления ума или для отвлечения и, таким образом, ослабления его.
Следовательно, когда умственный глаз установлен на центре (например, между бровями), вам следует также практиковать мысленную артикуляцию нама (Имени) или мантры (священного Слога или Слогов), так как иначе вы вскоре утратите удержание объекта концентрации.
Описанная выше садхана ведет к отождествлению Имени, Слова или Самости -- как бы вы ни называли ЭТО -- с Центром, выбранным для целей дхьяны. Чистое Сознание, Самость, Истинное Я, или Сердце, есть окончательное Осуществление.
У. Почему Шри Бхагаван не предписывает практику концентрации на некотором определенном центре, или чакре?
М. Йога-шастры говорят, что сахасрара является местопребыванием Самости.
Пуруша-Сукта заявляет, что Сердце есть ЕЁ местообитание. Чтобы дать возможность садхаку избежать возможных сомнений, я предписываю ему взяться за 'нить', или ключ, чувства 'я', или 'я есмь', и следовать за ней до его Источника. Это делается потому, что никто не питает сомнений относительно своего чувства 'я', а также потому, что конечной целью любой садханы является осуществление Источника 'я есмь' -- ности -- исходного факта вашего переживания.
Поэтому если вы будете практиковать Атма- вичару, то достигнете
Сердца, которое есть Самость.
VIАХАМ И АХАМ-ВРИТТИ
У. Каким образом исследование, начатое эго, может обнаружить его собственную нереальность?
М. Вы выходите за пределы феноминального существования эго, когда погружаетесь в Источник, из которого поднимается ахам-вритти, чувство 'я есмь', или 'я есмь'-ность.
У. Но не является ли ахам-вритти только одной из трех форм, в которых эго проявляет себя? Йога-Васиштха и другие древние тексты описывают эго как имеющее тройственную форму.
М. Да, эго описывается как имеющее три тела - грубое, тонкое и причинное, - но это делается только для аналитического объяснения. Если бы метод исследования зависел от формы эго, то вы нигде не смогли бы его применить, так как эго может принимать легион форм. Поэтому для целей джняна-вичары вы должны исходить из того, что эго имеет только одну форму, а именно -- ахам-вритти.
У. Но этот метод может оказаться все-таки недостаточным для осуществления джняны.
М. Само-исследование слежением за путеводной нитью ахам-вритти как раз напоминает выслеживание собакой своего хозяина по его запаху. Хозяин может находиться далеко, в неизвестном месте, но это вовсе не мешает собаке выслеживать его. Хозяйский запах является безошибочным ключом для животного, и ничего, кроме этого, например одежда, телосложение, рост и т.п., не имеет значения. Этого запаха собака держится, не отвлекаясь, в течение всего поиска и в конце концов достигает цели.
Подобным образом в вашем поиске Самости единственно надежной нитью является ахам-вритти, 'я есмь'-ность, которая суть исходный факт вашего переживания. Ничто иное не может вести вас непосредственно к Само-осуществлению.
У. Но мне все еще неясно, почему поиск Источника ахам-вритти как выделенного среди других мыслей -- вритти должен рассматриваться прямым средством Само-осуществления.
М. Слово 'Ахам' само по себе наводит на размышления. Две буквы этого слова, а именно ... (А) и ... (ХА) являются соответственно первой и последней буквами санскритского алфавита. Содержание, выражаемое этим словом, таково, что оно заключает в себе все. Каким образом? Потому что Ахам означает само существование.
Хотя чувство 'я есмь', или 'я есмь'-ность обычно известно как ахам-вритти, на самом деле оно не является вритти, подобным другим вритти
ума. Будучи не похожей на другие вритти, которые не имеют существенных
взаимоотношений, ахам-вритти одинаково и по существу связана с абсолютно
каждой вритти ума. Без ахам-вритти не может быть никакой другой вритти, но
ахам-вритти может жить сама по себе, независимо от других вритти ума.
Следовательно,