это, удалиться в лес или уединиться в своей собственной комнате, чтобы заняться медитацией? Мир, который мы ищем, не может быть нашей собственностью. Мы нуждаемся в том, чтобы найти внутренний мир, который дает нам возможность стать одним с теми, кто страдает, и сделать что-нибудь для помощи нашим братьям и сестрам, которые 'есть мы сами. Я знаю 'много молодых людей, которые осознают реальную ситуацию в мире и наполнены состраданием. Для них невозможно укрыться в искусственном мире, и они живут с целью изменить общество. Оли знают, чего хотят, хотя еще чувствуют себя обескураженными после этого погружения в реальную жизнь. Почему? Потому что испытывают недостаток в глубоком внутреннем мире, мире, который можно взять с собой в действительную жизнь. Наши силы не в оружии, деньгах или власти. Несокрушимыми нас делает этот мир. Мы должны быть в мире, когда заботимся о тех, кого любим, кого хотим защитить.
Я, нашел этот мир в многих-многих людях. Большая часть их времени уходит на защиту слабых, поливку деревьев, на любовь и понимание. У них разные культурные истоки, и они исповедуют разные религии. Я не знаю, как каждый из них пришел к своему внутреннему миру, но я вижу его в них. Если вы будете более внимательны, то я уверен, что вы тоже увидите его. Этот мир—не баррикада, которая отделяет вас от жизни. Наоборот, этот 'мир ведет вас в жизнь и дает силы, чтобы попытаться предпринять что-либо—бороться за социальную справедливость, за прекращение гонки вооружений, за уничтожение неравенства между бедными и богатыми, выступать против дискриминации и тем самым сеять семена понимания, примирения и сострадания. В любой борьбе нужны терпение и решительность. Эта решительность рассеется, если вы будете - испытывать недостаток в мире. Те, чья жизнь проходит в социальной сфере, особенно нуждаются в практике просветленности в .каждое мгновение повседневной жизни.
Бодхисаттва взирает на всех живущих глазами сострадания
Мир и сострадание идут рука об руку с пониманием и неразличением. Мы выбираем одну вещь в ущерб другой, когда относимся к чему-то по-разному. Мы можем смотреть глазами сострадания на всех живущих сразу. Человек, который сострадает, видит себя в каждом живущем. Имея возможность взглянуть на реальность с разных точек зрения, мы можем оставить их все и действовать с состраданием в каждой ситуации. Это и есть наивысшее значение слова «примирение».
Примирение не означает подписание мирного договора с двуличностью и жестокостью. Примирение отвергает все виды амбиций, не принимая ни одну из них. Большинство из нас испытывает желание принять какую-либо из сторон в бесчисленных конфликтах. Мы отличаем правильное от неправильного, основываясь на частичной очевидности, получаемой прямо или посредством пропаганды или слухов. Мы нуждаемся в негодовании по поводу какого-либо факта, но одного негодования недостаточно, даже справедливого, законного негодования. В нашем мире у людей нет недостатка в том, чтобы по своему желанию оказаться вовлеченными в какое-либо действие. То, в чем мы нуждаемся,—это люди, которые способны любить, которые не принимают чью-либо сторону, и поэтому они могут объять всю реальность, как курица, раскрывая крылья, может накрыть всех своих птенцов.
Практика медитации на взаимозависимости—это один из путей достижения этого понимания. Когда оно достигнуто, различение исчезает и реальность больше не рассечена мечом понятийности. Граница между хорошим и дурным будет стерта, и цель и средства будут восприниматься как одно. Мы должны продолжать практику, пока не увидим тела ребенка из Уганды или Эфиопии, от которого остались кожа да кости, как свое собственное. Только тогда мы сможем понять не-различение, настоящую любовь. В соответствии с «Сутрой Лотоса» способность смотреть на всех живущих глазами сострадания— это способность Бодхисаттвы Авалокитешвары. Когда мы видим того, кто может смотреть на всех живущих глазами сострадания, то знаем, что Бодхисаттва Авалокитешвара присутствует в этом человеке. Когда мы медитируем на Первой Благородной Истине, истине о сострадании, Бодхисаттва Авалокитешвара присутствует в нас. Когда мы просим благосклонности Бодхисаттвы Авалокитешвары, он является нам прежде чем мы успели спросить.
«Взгляни в свои руки, мое дитя»
У меня есть друг, он художник, Он покинул дом около сорока лет назад. Он говорил мне, что каждый раз, когда он чувствует, что соскучился по матери, все, что он делает,— это смотрит в свои руки и после этого чувствует себя лучше. Его мать, воспитанная на вьетнамских традициях женщина,