Нагарджуна

Двенадцать врат

она не имеет признака разрушения; когда она существует, она также не имеет при-знака разрушения. Когда же в таком случае может быть непостоянство?

Благодаря «бытию сознательным» может быть сознание; без бытия сознательным нет признака сознания. Благо-даря «способности ощущать» может быть ощущение; без способности ощущать не признака ощущения. Возникнове-ние есть признак происхождения; не-возникновение не есть признак происхождения. Продолжительность есть признак длительности; не-продолжительность не есть признак длительности. Изменение есть признак распада; неиз-менность не есть признак распада. Разрушение жизни - признак смерти; отсутствие разрушения жизни - не признак смерти. Итак, разрушение - признак непостоянства. Без разрушения нет признака непостоянства.

Предположим, что хотя имеется непостоянство, оно не разрушает бытие во время возникновения и длительности, но разрушает позднее. Почему они производятся вместе? Только в тот момент, когда разрушается бытие, нужно непосто-янство. Тогда неправильно говорить, что непостоянство производится вместе с бытием и позднее разрушает его.

Итак единство бытия и небытия не может быть установлено, как и их разъединение. Поэтому бытие и небытие пусты. Так как бытие и небытие пусты, все сотворенные вещи пусты. Так как все сотворенные вещи пусты, несотворенные вещи пусты. Так как сотворенные и несотворенные вещи пусты, все чувствующие существа пусты.

5. ХАРАКТЕРИЗУЕМОЕ И НЕХАРАКТЕРИЗУЕМОЕ

(laksya-alaksya/nimitta-animitta-pariksa)

Опять, все вещи пусты. Почему?

Нет характеризации

В случае вещи с признаками (характеристиками%.

Нет характеризации

И в случае вещи без признаков.

Что же кроме них могут характеризовать признаки?

Не существует функции характеризации, если вещи имеют признаки. Почему? Если вещи уже имеют признаки, зачем им нужны еще признаки? Далее, если бы существовала характеризация для вещей с признаками, возникла бы ошибка введения двух [типов] признаков: признаки, которыми вещь уже обладает, и признаки, которые используются для харак-теристики вещей. Поэтому не может быть функции характеризации, если вещи имеют признаки.

Функции характеризации не существует и тогда, когда вещи не

имеют признаков. Что может существовать без признаков и все же

характеризоваться признаками? Слон имеет два бивня, длинный

хобот, большую голову, уши как тарелки, позвонрчеик как стрела,

большой живот, волосы на кончике хвоста, четыре сильных круглых

ноги; это признаки слона. Без этих признаков некого было

характеризовать как слона. Лошадь имеет уши торчком, четыре

копыта и тонкие волоски в хвосте. Без этих признаков некого

было характеризовать как лошадь. Итак нет функции

характеризации, имеют ли вещи признаки или нет. Кроме

существования и несуществования признаков не существует третьей возможности, где могут возникнуть признаки. Поэто-му нет функции характеризации.

Так как нет функции характеризации, не может быть

характеризуемого. Почему? Нечто может быть названо

характеризуемым вследствие признаков. Но благодаря причинным условиям признаки и характеризуемое пусты. Так как признаки и характеризуемое пусты, все вещи пусты. Почему? Потому что не может быть ничего без признаков и харак-теризуемого. Так как сущности не существует, не может быть не-сущностей. Разрушение сущности называется несуще-ствованием. Но если сущность не существуе, что разрушается? Что называется не-сущностью? И сущность, и не-сущность пусты. Следовательно все сотворенные вещи пусты. Так как сотворенные вещи пусты, несотворенные вещи пусты. Так как сотворенные и несотворенные вещи пусты, самость также пуста.

6. ТОЖДЕСТВО И РАЗЛИЧИЕ (eka-artha/tadatmya-visesa-pariksa)

Опять, все вещи пусты. Почему?

Признаки и характеризуемое

И не одно и то же, и не различны.

Если они не одно и то же и не различны, Как могут быть установлены эти категории?

Признаки и характеризуемое не идентичны и не отличны друг от друга. Если их одинаковость и различие не могут быть установлены, ничто не может быть установлено. Поэтому признаки и характеризуемое пусты. Так как признаки и характеризуемое пусты, все вещи пусты.

Вопрос: Признаки и характеризуемое устанавливались всегда. Почему они не могут быть установлены? Ты говоришь, что признаки и характеризуемое не одно и то же и не различны.