великим, до того как он умер. До того, как он уже не в состоянии
что-либо внести в эту культуру, кажется, что все, что мог, он уже сделал.
Но, тем не менее среди прочих вершин современной психологии и психотерапии
есть очевидные, я бы сказал, восьмитысячники. Так на жаргоне альпинистов
называют вершины, которые приближаются к восьми тысячам метров или выше
восьми тысяч метров. Вот это очевидные пики, которые над всеми
возвышаются. Вот одной из таких фигур, является фигура Станислава Грофа,
которого я причисляю к трем великим новаторам и мастерам современной
психологии и психотерапии, наряду с Фрейдом и Юнгом.
В 1989 году, произошла моя встреча с Грофом. Он приехал с женой Кристиной,
чтобы показать российским психиатрам и психологам свой мир и холотропное
дыхание, новый метод психотерапии, разработанный вместе с женой в то
время, как он работал в институте Эсален. Вы знаете, что это такое
специфическое место в Калифорнии, специфическая лаборатория
антропосоциотрансформации, где ищутся новые способы преобразования,
трансформации людей индивидов и общества. Там работал Гроф, там работал
Минделл долгое время, там, пожалуй, работали все великие новаторы, и
Эсален действительно является уникальным местом. Гроф отдал пятнадцать лет
Эсалену после приезда в США и в немалой степени своими семинарами,
месячниками, облик современного Эсалена, создал много моделей обучения
психотерапевтического. Так вот уже зрелый Гроф, который покинул Эсален,
который написал ключевые свои книги приехал в Россию поделиться опытом.
Для меня было удивительно, что об этом семинаре, а его организовал
профессор Белкин, известный российский инициатор возрождения психоанализа
и специалист по перемене пола и всем психологическим сложностям, связанным
с этой проблемой, он побывал в Америке на семинаре у Грофа и под большим
впечатлением, решил привезти его сюда. Так вот Гроф, хотя об этом не было
оповещено заранее, притянул к себе людей из самых отдаленных мест России,
никому об этом не говорилось, не было никаких специальных объявлений, тем
не менее люди приехали из Тбилиси, с Дальнего Востока, чтобы повидать
Грофа. Книги были достаточно хорошо распространены по самиздату, люди
старшего поколения помнят. И я думаю, все что притягивало этих людей к
Грофу, это было то же самое ощущение поиска собственной души.
Гроф действительно затронул некоторые принципиально важные моменты, общие
для всех духовных путей и для всех психотерапевтических школ. Акцент на
перинатальной матрице и на то, что первичные впечатывания в моменте
внутриутробного развития, в моменте родов и в самые первые мгновения
жизни. Самые первые импринтинги здесь формируют нас и создают
определенного рода характерности, идиосинкразии, шоры, включают работу
редактора реальности, эти идеи высказывались и до Грофа. Я думаю основной
момент, который внес Гроф состоял даже не в экспериментальной проверке
того, что есть нечто, что можно назвать перинатальным опытом. А значение
его неизмеримо выше. Гроф, наряду с Юнгом и Фрейдом принадлежит к трем
величайшим новаторам. Мы можем говорить о мире Грофа, мире Юнга, и для
меня это совершенно отчетливые миры, я могу говорить о мире Фрейда, я могу
говорить, обучая студентов о трех психотерапевтических театрах, показывая
Юнга, Фрейда, Грофа, как режиссеров, особенности игры психотерапевтических
театров каждого из этих великих режиссеров и мастеров психодрамы. Я не
могу в таком же смысле говорить о театре и новаторстве Роджерса. Хотя, это
безусловно ключевая фигура в гуманистической психологии. Я не могу
говорить в таком же смысле о Фритце Перлзе и Роберте Лэйнге, об этих
титанах, основателях гештальттерапии и антипсихиатрии. Эти люди велики, но
этим людям чего-то не хватает. Вот если мы попытаемся выяснить, в чем
отличие масштаба, то мы можем найти ряд общих черт у трех китов психологии
и психотерапии XX века. Общее у них, конечно то, что все они клиницисты,
их теории основаны и выверены опытом, Гроф сам ассистировал порядка
четырех тысяч сеансов психоделической психотерапии и через его семинары по
холотропному дыханию прошли десятки тысяч