№20

Принципиальные вопросы общей теории Чакр

на

характер протекания психических процессов еще не исследовалась.

Нетрудно предположить, однако, что сосуществуя на одном

морфологическом уровне с "осознаваемой" корковой активностью,

поток неосознаваемой интероцепторной информации каким-то

неуловимым для обычного человека образом окрашивает процессы,

протекающие в его сознании, что ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

НАШЕГО ОРГАНИЗМА ОПРЕДЕЛЯЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

НАШЕЙ ЛИЧНОСТИ.

Как правило, в норме интероцепторная информация не

осознается. Однако, такое осознание в принципе возможно и

достигается оно развитием внимательности к тонким реакциям

нашего тела на среду. Получив поддержку со стороны НАС,

внутренняя информация информация становится осознаваемой _наряду

с внешней_. Можно предположить, что различные формы восприятия

деятельности Чакр обусловлены различной степенью активизации

корковых представительств соответствующих интероцепторных зон, а

также различными формами взаимодействия между системами внешних

и внутренних анализаторов.

Можно предположить также, что механизм проникновения

визуализаций в Чакрах (так называемых "астральных миров") связан

с _полным вытеснением_ с уровня сознания экстрацепторной

информации о внешней среде и замещением ее информацией,

поступающей из внутренней среды организма, т.е. от

интеррецепторов. Попробуем, приняв эту точку зрения, разобрать

механизмы "чистой" визуализации ("астрального путешествия").

Нейрофизиологические механизмы

произвольно вызываемых визуализаций.

"Адепты далеко не единодушны во мнении относительно того,

насколько божественные существа, вызываемые во время практики

Садханы, являются порождением их собственного воображения и

насколько они обладают самостоятельным существованием, подобно

людям и животным внешнего мира. Высокоавторитетное объяснение,

записанное в священных книгах (например, в "Тибетской книге

мертвых"), гласит, что эти божества, обладающие подобно живым

существам, цветом, формой и подвижностью, во всех случаях

являются продуктами ума практикующего, - даже в том случае,

когда возникают незванными и ведут себя независимо. Их

существование объясняется тем, что в сознании человека

наличествуют определенные уровни, недостижимые для обычных

логикомысленных процессов. Божества представляют собой как бы

инструменты для связи между этими уровнями и "нормальным

(обыденным) состоянием сознания". [11].

Необходимым условием для возникновения произвольных и не

самовнушенных визуализаций является по возможности максимально

полное отвлечение всех пяти органов чувств от объектов внешнего

мира (это соответствует пятой ступени восьмиступенчатой йоги,

описанной Пантанджали), а также приостановка всех

интеллектуальных и эмоциональных процессов, порождаемых

действием памяти и воображения. Почему вызванные условия

способствуют возникновению визуализаций? Некоторые идеи, могущие

помочь прояснению этого вопроса, высказывает в книге "Мозг и

сознание" Х.Дельгадо: "Зрелый мозг со всем богатством его

прошлого опыта и приобретенных навыков не способен осуществлять

процесс мышления, не способен даже бодрствовать и реагировать,

если он лишен своего воздуха - СЕНСОРНОЙ ИНФОРМАЦИИ." [24,65].

Дельгадо рассматривает случай, когда у больных, надолго

прикованных к постели, появляются психотические симптомы, в том

числе бред и галлюцинация, которые не поддавались обычному

медикаментозному лечению, но быстро исчезали после общения с

людьми или после сенсорной стимуляции при помощи радио и

телевидения. Эксперименты по сенсорной депривации также

показали, что через несколько часов изоляции у испытуемых

возникают зрительные и слуховые галлюцинации - подчас настолько

реальные, что мешают заснуть. Из вышеприведенных факторов автор

делает однозначный вывод: "коре головного мозга для поддержания

нормальной поведенческой и психической деятельности необходим

сенсорный приток; при изоляции же от внешнего мира психические

функции нарушаются." [24,65-70].

Однако, если сознание, по определению Дельгадо, "не

автономно", но является "переработкой в мозгу поступающей

информации" [24,33], то результаты переработки