начала нужно определить, о каких психических функциях идет речь.
Ранее говорилось, что реакция центров на среду выражается в
"особом целостном ощущении", локализованном в той или иной части
тела. Это "особое ощущение" может быть довольно легко определено
таким более строгим понятием как "психофизиологическое
состояние".
Психофизиологическое состояние - это целостная реакция
личности на внешние и внутренние стимулы, реакция не отдельной
системы или органа, а именно всей личности в целом, неразрывное
единство трех уровней реагирования, "трех составляющих": 1.
психической (переживания), 2. физиологической (семантика и
вегетатика) и 3. поведенческой. В частности, представляя собой
фон, на котором развивается психическая и практическая
деятельность человека, состояния оказывают самое
непосредственное влияние на протекание этой деятельности - в том
числе познавательной, эмоционально-оценочной и волевой. Когда
человек (произвольно или под давлением извне) входит в то или
иное состояние, эффективность его деятельности может повышаться
или понижаться в зависимости от того, пребывает ли она в
согласии с данным состоянием [28,330-334].
В качестве примера типичных психофизиологических состояний
можно привести состояние страха или полового возбуждения. Эти
два состояния связаны с двумя нижними центрами. Однако,
деятельность указанных центров вовсе не исчерпывается столь
очевидными и однозначными состояниями. Наоборот, в повседневном
опыте активность Чакр проявляется в форме очень тонких и сложных
состояний, которые, даже будучи осознаны, практически невыразимы
вербально.
Для состояний такого рода характерна четко выраженная
пространственная локализация "физиологической составляющей". При
этом создается субъективное впечатление, что "психическая
составляющая" непосредственно обусловлена какими-то процессами,
протекающими в той или иной части тела.
Как уже указывалось, "психическая составляющая"
рассматриваемых психофизиологических состояний представляет
собой "целостное _ощущение_, несущее в себе в снятом виде всю
возможную информацию о данном воздействии". Именно в виду того,
что форма ощущения не отличена от закрепленного в ней
познавательного содержания, последнее, как правило, субъективно
не переживается и не осознается. [12,104-107]
Другими словами, мы имеем здесь дело с состояниями,
несущими скрытую информацию о внешней и внутренней среде, с
потенциальным _интуитивным "знанием"_, возникающем в результате
взаимодействия чувственного и логического в познании [30,125].
По продолжительности различают три типа таких состояний:
перманентные (хронические), текущие (длительные), оперативные
(мимолетные). Первые несут информацию о индивидуальных
характеристиках, присущих нашей внутренней среде обитания, и,
как правило, нами не замечаются. Вторые несут информацию об
устойчивом отклонении от стереотипа внешней и внутренней среды и
наиболее заметны. Третьи отражают процесс непрерывных изменений
во внешней и внутренней среде и, опять же, осознанием не
фиксируются.
Итак, поиски "физических коррелятов" Чакр не могут быть
ничем иным, кроме как поисками "физиологических составляющих"
целостных психофизических состояний. Поэтому вопрос об этих
коррелятах следует ставить следующим образом: деятельность каких
анатомических структур ответственна за возникновение в нашем
сознании ощущений, связываемых с функциями Чакр?
Не говоря уже об отождествлении, Чакры могут быть даже
соотнесены с какими-либо конкретными анатомическими
образованиями. Они соотносятся именно с целыми областями
человеческого тела, представленными соответствующими отделами
спинного мозга, вегетативными нервными сплетениями, железами
внутренней секреции, нервами, артериями, органами, мышцами и
участками кожи. Бессмысленно спорить, с чем соотносится горловой
центр - с глоточным сплетением или сонной артерией и каротидным
синусом, щитовидной железой или местами присоединения спинного
мозга к продолговатому, с гортанью или чем-либо еще.
Физиология не знает Чакр и не может знать их, поскольку
Чакры как таковые не существуют вне переживания. Чакры - это не
идеальные "экстракты" тела, но результат взаимодействия между
внешней и внутренней