т.е. разотождествившись с их
действительностью, человек оказывается способным использовать
свои центры в качестве ОСОБОГО КАНАЛА СОЗНАТЕЛЬНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СРЕДОЙ - как внешней, так и внутренней.
С информационной точки зрения, например, центры можно
рассматривать как входно-выходное устройство "человеческого
биокомпьютера". Воздействуя тем или иным способом на тот или
иной центр, внешняя среда вызывает его специфическую реакцию,
специфическое целостное ОЩУЩЕНИЕ, несущее в себе в снятом виде
все возможности информации об этом взаимодействии, весь багаж
соответствующего опыта, осознанно, и главным образом,
неосознанно обретенного к настоящему моменту человеком. Чем
больше "разработан" центр, тем более "тонкую" информацию можно
получить с его помощью. Опыт Йоги показывает, что сознание
нашего мозга - только одна из возможных форм сознания, которые,
согласно природе их функций, локализованы или сконцентрированы в
различных областях тела, собирающих, преобразующих и
распределяющих текущие через них силы... "Многомерное" сознание,
даваемое практикой тантрической Садханы /"Садхана" - "Путь
достижения" _Триединство_ образа жизни, видения мира и
специальныных йогических методов, в основе которого лежит
установка на расширение сознания/, можно сравнить со
стереоскопическим изображением или стереофонической музыкой,
дающим более адекватное отражение оригинала" [19].
Через центры можно получать информацию и о ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЕ
организма, а так же воздействовать на нее. Йогины известны своей
способностью управлять практически всеми своими психическими и
физиологическими функциями.
Воздействие же центров на ВНЕШНЮЮ СРЕДУ легче всего
просматривается в случае взаимодействия между центрами различных
людей, т.е. в так называемой "бытовой магии" межличностных
отношений. Например, не задействовав тот или иной центр, вы
никогда не сможете получить от людей то, чего вам в общем-то не
должны - это прекрасно чувствует и слесарь ЖЭКа, "снимающий
дань" со своего участка, и плейбой, выбирающий на улице
подходящих ему женщин: и тот и другой чувствуют, что для
достижения требуемого результата им необходимо войти в
определенное СОСТОЯНИЕ.
Более редкие формы воздействия центров _непосредственно_ на
внешнюю среду традиционно относятся к области "более высокой"
магии и колдовства и могут составить предмет
парапсихологического исследования. Так называемые "психические
феномены" также соотносятся с различными центрами.
Итак, описав вкратце общую картину функционирования системы
Чакр, мы можем попытаться выяснить природу структур,
осуществляющих эту функцию, - рассмотреть вопрос о "физических
коррелятах" этих связанных с нашим телом фактов психического
опыта.
Что такое Чакры? Структурный анализ
"По всей вероятности, Чакры - это нейрогормональные
структурно-функциональные объединения. Функциональные центры
йогины представляли в виде Чакр, обозначая их разными рисунками,
символами и этого было вполне достаточно для понимания различных
жизненных функций и умения управлять ими." [26].
Хотя цитируемая попытка определения "физических коррелятов"
Чакр относится к одним из последних, она по существу мало чем
отличается от предыдущих. До сих пор поиски таких коррелятов
велись лишь по внешнему признаку: _расположения_ Чакр в
физическом теле пытались сравнивать с его анатомическим
_строением_ /см.например, [55]/. Действительно, при этом были
обнаружены некоторые соответствия. Сделали вывод: система Чакр
отражает примитивные познания древних об анатомии нервной
системы, где бедность знаний компенсируется богатством
воображения.
Однако сравнивать имеет смысл лишь действительно однородные
явления. Чакры же являются в первую очередь областями тела, в
которых испытываются определенные ощущения. Чакры - это место, в
кот. должно нечто ПЕРЕЖИВАТЬСЯ, а не место, в кот.
предполагается наличие какого-то _органа_. Чакры составляют
предмет специфической _психологии_, а не специфической
_анатомии; поиски же их "физических коррелятов" - это, по
существу, поиск механизмов "физиологического обеспечения
психических функций". /цит. по [27,6]/. Следовательно,