значительно расширили наши представления
о Чакрах. С другой стороны, общий уровень теософского
теоретического мышления несет на себе печать своего времени и с
точки зрения современного развития научных знаний о человеке
совершенно недостаточен. Придавая же своим интерпретациям
внутреннего опыта статус "экстрасенсорных откровений",
"экспериментальное подтверждение" которых принципиально возможно
только в случае предварительного принятия их на веру, теософская
традиция самоустранилась от дальнейшего продвижения в данном
направлении.
Основным "родимым пятном", доставшемся исследователям в
наследство от теософской традиции, является повсеместно
распространенное вульгарное представление о Чакрах, как о
некоторых пространственно-локализованных образованиях "Центрах",
действительно в той или иной форме присутствующих в человеческом
теле - "грубом" или "тонком".
Авторитетом теософской традиции обусловлена и своеобразная
"методологическая летаргия", в результате которой большинство
исследователей, стремящихся к выявлению специфических функций
отдельных центров, т.е. _элементов_ системы Чакр, попросту
постулирует существование этой _системы_ как нечто само собой
разумеющееся (например, "Чакры - это орган эфирного тела" или
"Чакры - это энергетические центры"), - по всей видимости,
совершенно не отдавая себе отчета в том, что они занимаются
анализом ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ структур с НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ функцией т.е.
анализом "того, не знаю чего".
Что такое Чакры? Постановка проблемы
Говорится, что Чакры скрыто присутствуют в теле каждого
человека, т.е. имеют самое непосредственное отношение к каждому
из нас. Но что такое Чакры? Оккультная информация о Чакрах
традиционно преподносится таким образом, чтобы задействовать
наше _воображение_, а не наше _восприятие_: как правило, авторы
пытаются навязать нам определенные сущности, с проявлениями
которых мы предположительно не сталкивались в своем личном
опыте.
У неискушенных читателей такая подача материала порождает
два преобладающих типа отношений к данному предмету: некритично
мыслящие люди становятся носителями "мифа о центрах", а люди,
мыслящие критично, отмахиваются от самой идеи центров как от
одной из форм "современного мифотворчества".
Если в нашу задачу входит серьезное исследование, а не игра
в эзотерику, то попытаемся определить сущность данного явления
/т.е. того, ЧЕМ являются Чакры/ должно предшествовать по
возможности более полное _описание_ самого этого явления.
Действительно, Чакры описывались и описываются. Можно
указать три основных подхода к описанию Чакр: йогический,
оккультный, а так же подход, развиваемый в рамках современной
интерперсональной тонусологии /т.н. "психоэнергетики"/. В первом
случае подробно описывается структура традиционной символики
Чакр, служившей в качестве опоры для специальных форм
йогического сосредоточения. Во втором случае имеется стремление
как можно более "объективно" описать Чакры на уровне
визуализаций "эфирного тела". В третьем случае описываются
"энергетические" характеристики Чакр в контексте межличностного
взаимодействия.
Во всех случаях мы сталкиваемся, собственно, ни с чем иным,
как с абсолютизацией того или иного частного аспекта
рассматриваемого явления - и, соответственно, с искажением,
"заужением" его сущности. Так, раммурти Мишра определяет Чакры
как "точки для сосредоточения внимания", Чарльз Лидбитер - как
"завихрения на поверхности эфирного тела" /цит. по [41,242]:
первая цифра в скобках обозначает порядковый номер цитируемого
источника - см. библиография в конце текста, - а цифра после
запятой - его страницу. Цифра после точки с запятой относится к
следующему источнику/, а на темном языке современного
биопольного фольклора они определяются не более содержательным
термином "энергетические центры".
Каждый, кто имел дело с "энергетическими центрами", знает,
что термин этот - не более, чем условное обозначение,
позволяющее, с одной стороны, избегать тревожной
неопределенности данной формы психического опыта, а с другой -
сообщать об опыте такого рода другим "имеющим уши". Чакры - это
не "вихри эфирной материи", и не не "условные точки для
сосредоточения".