нем как о проявлении чего-то целого, по мере развития научного
знания о природе живого мы сталкиваемся со все большим числом
фактов, дающих основание для более внимательного отношения к
холистическим интуициям наших предшественников.
Сегодня ученные прорывают узкие "контурные" представления о
живых существах, апеллируя не к духу, а к материи, не к
психологии, а к филологии, не к интроспекции, а к объективному
эксперименту. Они экспериментально показывают, что, например,
"жизнедеятельность глубоко скрытых в организме внутренних
электрогенных органов... не ограничивается только анатомическими
контурами тела, но в виде объемной динамической структуры
электромагнитного поля распространяется со скоростью света на
все пространство вне их тела..." и что "живые существа постоянно
пронизаны всевозможными полями и сам их активно создают..."
[21,134].
Основой для объединения рассмотренных двух подходов
(психологического и физиологического) к целостному видению
человека и мира может послужить тантрическая традиция. Так, в
отношении визуализируемых "астральных миров" тантризм признает,
что наши тела не только порождают, но и воспринимают, - что
воспринимаемые нами "астральные миры" порождены _не только_
нашим индивидуальным телом. Однако, прежде чем попытаться
как-либо проинтерпретировать это заявление, необходимо будет
ознакомиться с тантрической концепцией тела.
Итак, что же такое тело?
Тантрическая концепция тела
Представляя собой особый тип видения мира и места человека
в нем, тантризм не исчерпывается индуистскими и буддистскими
Тантрами, в которых он обрел свое наиболее полное и
систематизированное изложение и которым он обязан своим именем.
Элементы такого видения мира обнаруживаются в учениях и
китайских даосов, и кельтских друидов, и мексиканских индейцев,
и даже христианских гностиков, - например, в "Евангелии от Фомы"
или у болгарских богумилов. В истоках же своих это
мировосприятие восходит к почитавшим творческое женское начало
("Мать Мира") культам и земледельческим обрядам эпохи
матриархата.
Его теоретической основой, "если данное выражение здесь
вообще уместно, является теория _единства природы и
человеческого тела_, рассматривающая оба этих объекта в качестве
двух аспектов одной и той же лежащей в их основе реальности"
[47,367]. Человеческое тело - это микрокосм, копирующий
макрокосм% постигнув тайны своего тела, мы можем тем самым
овладеть и тайнами природы. Основным инструментом тантрической
Садханы также является ТЕЛО - в отличие от "патриархальной"
ведической Садханы, инструментом которой является СОЗНАНИЕ.
Тантры считают, что для расширения сознания не существует орудия
более совершенного, чем человеческое тело.
Огромное значение, придаваемое тантристами телу, послужило
причиной пренебрежительного к ним отношения со стороны всего
"спиритуального мира". Действительно, с точки зрения здравого
смысла духовной ортодоксии очень трудно представить, каким
образом _тело как таковое_ способно расширить сознание. Ведь в
духовном аспекте тело традиционно рассматривается как "сосуд
греха", "темница духа", в лучшем случае - как его "храм",
"инструмент" и т.д. - но всегда однозначно: это не более чем
неодушевленная физическая оболочка, приводимая в движение душой
или "жизненной силой"; и единственное, чем эта нечистая по своей
природе грубая плоть может способствовать росту духа - не мешать
ему. Тантрическое же понимание отношения дух-тело совершенно не
укладывается в рамки подобных привычных представлений, более
того - оно им прямо противоположно.
Впрочем, здесь следует напомнить, что тантрический строй
мышления, противопоставляемый этим "привычным представлениям",
вовсе не является чем-то новым и революционным; наоборот, это
_отголосок_ эпохи матриархата, миропонимания, вытесненного
патриархальными представлениями о сознании-абсолют. Продолжая
"подспудно" развиваться в замкнутом кругу эзотерических сект,
это древнее миропонимание и составляет оппозицию представлениям,
ставшим со временем "првычными", "традиционными",
"ортодоксальными" и т.д.
В чем же "неортодоксальность" тантризма и почему Шанкара
называл его "смерти подобным". Пожалуй,