(Девиатах) как о утилитарных символах, создаваемых для
целей медитации, с представлениями о них как о действительно
самостоятельных сущностях иных планов, их соотносят с той
категорией явлений, которую Юнг называет "архетипами" -
образами, существующими в умах всех людей как часть
коллективного наследия человечества. С другой стороны, Юнг
никогда не говорил об архетипах как о чем-то способном выходить
из-под контроля, а Девиаты могут это делать [11], - в связи с
чем, кстати, мастера визуализаций предостерегают от дилетантских
экспериментов с "глубинными силами человеческой психики":
"Практиковать визуализацию - все равно, что ложиться спать рядом
с беременной тигрицей. Среди ночи она может проголодаться и
съесть вас" [22]. Говорится, xто драконы в заколдованных лесах
_там_ - сила не менее реальная и опасная, чем грузовики на
улицах _здесь_.
Феномен неконтролируемых астральных образов является
серьезным аргументом в пользу их "телесного" а не "умственного"
происхождения: вегетативная жизнь тела, как правило, независима
от нашей сознательной воли, в значительной степени независимы от
нее и визуализации. От ума визуализируемые события получают лишь
свою форму.
Форма визуализаций обусловлена нашими подсознательными
ожиданиями, ее диктует наш _подсознательный культурный багаж_.
Отмечая эту черту "астрального мира", один мой знакомый
психонавт, инженер по образованию, рассказывал, что в своих
выходах он нередко сталкивался со сложными техническими
конструкциями, в частности, с объектами, которые он склонен был
определять как "космические корабли", - добавляя, что в
средневековье их наверняка назвали бы "башнями, полными чудес".
Другими словами, сталкиваясь в астрале с башней, полной чудес,
современный человек говорит, что видел нечто вроде космического
корабля.
Впрочем, на характере визуализаций явно отражаются и
СТРУКТУРНЫЕ СВОЙСТВА ЧАКР, поскольку cвязанные с различными
Чакрами "миры" очень отличаются друг от друга. По всей
вероятности, эти миры отражают различные типы взаимодействия
между организмом и средой в областях различных интероцепторых
зон, "образ жизни" этих областей. Говоря языком еще более
туманным, можно сказать, что Чакры являются в данном случае
центрами сознания принципиального способа энергообмена
соответствующих интероцепторных зон, "сосредоточение различных
специфических сил, находящих свое отражение в уме". [44].
Возьмем, к примеру, "астральные миры", связанные с нижними
Чакрами и, как принято считать, наиболее тесно примыкающие к
физическому плану. Здесь образное и содержательное наполнение
сознания психонавта ("картина реальности") формируется
различными безусловными вегетативными рефлексами - скажем,
кишечника или предстательной железы. Это даже не подсознание,
это именно бессознательный, глубоко равнодушный ко всему
человеческому мир, для которого единственной целью является
ответить реакцией на стимул и который в обычной жизни только
изредка и глухо дает о себе знать - например, при переполнении
мочевого пузыря в метро. Теперь же эти силы добираются до коры
(сознания) с ее богатыми возможностями.
Психонавт оказывается в мире жадных, властных, жестоких и
грубых сил, и если его способность управлять всей этой
активностью недостаточно развита еще на "физическом плане", то
указанные силы будут делать с ним то, что пожелают. "Сразу за
вашим лежит мир, где нет ни закона, ни порядка. Со мной был Свет
Мастера и я прошел его" [58]. Если психонавт верит в черта, то
он столкнется с ним именно здесь. Если же не верит, то то черта
не будет, но кошмары неминуемы; они могут быть "абстрактными",
со смазанными, перемешанными кусками несовместимых элементов
обычной реальности, "транскрибирующими" крайне отрицательные
эмоциональные состояния, и т.д.
Вместе с тем, в каждом центре наряду с отрицательными
состояниями, можно испытать своеобразный, одному только этому
центру присущий тип наслаждения, и если победить самоактивность
сил центра, то отрицательных состояний вообще можно избежать.
Говорится, что в этом и состоит ловушка Чакр на пути
классической тантрической Садханы. "Йогасутры" [111,51]
указывают, что "требуется полное отвержение наслаждения и
искушения