№20

Принципиальные вопросы общей теории Чакр

(Девиатах) как о утилитарных символах, создаваемых для

целей медитации, с представлениями о них как о действительно

самостоятельных сущностях иных планов, их соотносят с той

категорией явлений, которую Юнг называет "архетипами" -

образами, существующими в умах всех людей как часть

коллективного наследия человечества. С другой стороны, Юнг

никогда не говорил об архетипах как о чем-то способном выходить

из-под контроля, а Девиаты могут это делать [11], - в связи с

чем, кстати, мастера визуализаций предостерегают от дилетантских

экспериментов с "глубинными силами человеческой психики":

"Практиковать визуализацию - все равно, что ложиться спать рядом

с беременной тигрицей. Среди ночи она может проголодаться и

съесть вас" [22]. Говорится, xто драконы в заколдованных лесах

_там_ - сила не менее реальная и опасная, чем грузовики на

улицах _здесь_.

Феномен неконтролируемых астральных образов является

серьезным аргументом в пользу их "телесного" а не "умственного"

происхождения: вегетативная жизнь тела, как правило, независима

от нашей сознательной воли, в значительной степени независимы от

нее и визуализации. От ума визуализируемые события получают лишь

свою форму.

Форма визуализаций обусловлена нашими подсознательными

ожиданиями, ее диктует наш _подсознательный культурный багаж_.

Отмечая эту черту "астрального мира", один мой знакомый

психонавт, инженер по образованию, рассказывал, что в своих

выходах он нередко сталкивался со сложными техническими

конструкциями, в частности, с объектами, которые он склонен был

определять как "космические корабли", - добавляя, что в

средневековье их наверняка назвали бы "башнями, полными чудес".

Другими словами, сталкиваясь в астрале с башней, полной чудес,

современный человек говорит, что видел нечто вроде космического

корабля.

Впрочем, на характере визуализаций явно отражаются и

СТРУКТУРНЫЕ СВОЙСТВА ЧАКР, поскольку cвязанные с различными

Чакрами "миры" очень отличаются друг от друга. По всей

вероятности, эти миры отражают различные типы взаимодействия

между организмом и средой в областях различных интероцепторых

зон, "образ жизни" этих областей. Говоря языком еще более

туманным, можно сказать, что Чакры являются в данном случае

центрами сознания принципиального способа энергообмена

соответствующих интероцепторных зон, "сосредоточение различных

специфических сил, находящих свое отражение в уме". [44].

Возьмем, к примеру, "астральные миры", связанные с нижними

Чакрами и, как принято считать, наиболее тесно примыкающие к

физическому плану. Здесь образное и содержательное наполнение

сознания психонавта ("картина реальности") формируется

различными безусловными вегетативными рефлексами - скажем,

кишечника или предстательной железы. Это даже не подсознание,

это именно бессознательный, глубоко равнодушный ко всему

человеческому мир, для которого единственной целью является

ответить реакцией на стимул и который в обычной жизни только

изредка и глухо дает о себе знать - например, при переполнении

мочевого пузыря в метро. Теперь же эти силы добираются до коры

(сознания) с ее богатыми возможностями.

Психонавт оказывается в мире жадных, властных, жестоких и

грубых сил, и если его способность управлять всей этой

активностью недостаточно развита еще на "физическом плане", то

указанные силы будут делать с ним то, что пожелают. "Сразу за

вашим лежит мир, где нет ни закона, ни порядка. Со мной был Свет

Мастера и я прошел его" [58]. Если психонавт верит в черта, то

он столкнется с ним именно здесь. Если же не верит, то то черта

не будет, но кошмары неминуемы; они могут быть "абстрактными",

со смазанными, перемешанными кусками несовместимых элементов

обычной реальности, "транскрибирующими" крайне отрицательные

эмоциональные состояния, и т.д.

Вместе с тем, в каждом центре наряду с отрицательными

состояниями, можно испытать своеобразный, одному только этому

центру присущий тип наслаждения, и если победить самоактивность

сил центра, то отрицательных состояний вообще можно избежать.

Говорится, что в этом и состоит ловушка Чакр на пути

классической тантрической Садханы. "Йогасутры" [111,51]

указывают, что "требуется полное отвержение наслаждения и

искушения