энергии, действующей через материю: Sattva (ритм, равновесие, гармония или чистота. Rajas (движение, деятельность или страсть и Tamas (инерция, темнота, глупость.
9 Буквально: свободен от , т. е. от двойственности.
10 Член высшей касты (жрецы и учителя.
11 К плодам деятельности.
12 Buddhi.
13 То есть отказывается от всяких плодов деятельности, даже праведной.
14 То есть к прошлым и будущим св. Писаниям, Shruti.
15 Соединение с Высшим Я (Atma; через которое совершается гармония с Божественном Волей.
16 Он получает название Муни, эпитет, прилагаемый к отшельникам, достигшим святости. Будда тоже назывался Шакья-Муни.
17 Здесь вопрос не о равнодушии, а о победе над страстями.
18 Предметы чувств отвращаются от человека, когда он отвергает их, но стремление к ним теряется, когда человек узрел Бога.
19 Медитация в сидячей позе йога.
20 Человек, теряя самообладание, делается рабом страсти. Страсть затемняет его разум, и человек отрывается от своего духовного центра, т. е. погибает.
21 Состояние Брахмана, т. е. божественное состояние.
22 Высшее состояние сознания просветленного духа, слившегося с Богом, и потому наивысшая полнота бытия, доступная посвященному. По сравнению с обыденным сознанием, центр которого — наше малое земное "я", это состояние полноты сознания представляется как небытие.
23 То есть философского познания.
Беседа третья
Арджуна сказал:
Если ты думаешь, что познание выше действия, о Джанардана, отчего побуждаешь Ты меня к такому ужасному делу? Непонятной речью Ты смущаешь мое понимание; и поэтому поведай, могу ли я с уверенностью достигнуть блаженства? Благословенный молвил:
На этом свете есть двоякий путь, как много было сказано и ранее, о безгрешный: единение Санкхиев 1 через познание и единение йогов через действие.
Человек не достигнет свободы отречением от действия и одним отречением не поднимется до совершенства.
Никто, даже на один миг, не может остаться истинно бездействующим, ибо все беспомощно влекутся к действию свойствами, 2 от природы исходящими.
Владеющий своими органами чувств, но помышляющий о предметах чувств, такой человек с помутившимся разумом называется лицемером.
Но тот, кто мыслью овладел своими чувствами и свободно совершает Карму-Йогу 3, тот достоин почитания.
Выполняй же праведные действия, ибо действие лучше бездействия; при бездействии невозможно поддержать даже собственного тела.
Мир скован действием, если оно совершается не ради жертвы; ради жертвы выполняй и ты свои действия, свободный от привязанности.
В далеком прошлом, когда актом жертвы из эманации Бога возникли люди, Господь 4 сказал: "Жертвой размножайтесь; да будет она для вас источником желаний; Ею питайте Светозарных, и да питают Они вас! Питая друг друга, вы достигните высшего блага.
Ибо питаемые жертвой. Светозарные ниспошлют вам желаемое". Воистину тот вор, кто на получаемые от них дары не отвечает дарами.
Праведные, питающиеся остатками от жертв, освобождаются от грехов; те же, которые заботятся о пище исключительно для себя, питаются грехом.
От пищи созидаются твари; от дождя происходит пища; дождь, возникает от жертвы; жертва рождается от действия.
Знай, что от Брахмы 5 происходит действие, и Брахма идет от Вечного.
Поэтому вездесущий Брахман 6 вечно пребывает в жертве.
Тот, кто на земле не следует вращению колеса, кто живет в грехе наслаждается чувствами, тот живет напрасно.
По тот, кто обрел радость и удовлетворение в Высшем Я и счастлив лишь, в Нем — тот поистине (совершил все до конца.
Его не касаются более ни действие, ни бездействие в этом мире, и помыслы его не зависят ни от чего сотворенного.
И потому непрестанно. без привязанности, совершай должные действия, ибо воистину, свободно совершая действия, человек достигает Высочайшего.
Воистину деятельностью достиг Джанака и другие совершенства ранее других. Действуй и ты также во благо мира.
То, что делает великий человек, то делают и другие; его примеру следует народ.
Нет ничего в трех мирах, что бы Я должен был совершить или чего бы Я не достиг; и все же Я пребываю в действии.
Ибо если бы Я не пребывал неустанно в действии, люди повсюду начали бы следовать Моему примеру.
Мир был бы, разрушен, если бы Я не совершал действий; Я стал бы причиной смешения каст и виной гибели народа.
От привязанности к действию действует немудрый; мудрый же должен действовать без привязанности, ради блага мира.
Мудрый не должен смущать невежественность людей, привязанных к действию, но действуя в единении со Мной, должен каждую деятельность делать привлекательной.
Все