не достигли определенного уровня. Если вы еще не достигли его,
вам следует искать руководства у гуру; тогда вы станете великим
человеком".
----------
КОНЦОВКА.
Таковы истории наиболее известных восьмидесяти четырех
сиддхов, Луйипы и других. Они изложены здесь точно и в согласии
с текстом Ста Тысяч Песен Абхайяшри, кто, во всей полноте своих
достоинств, был рожден в Магадхе и принадлежал к числу учителей
благородной линии.
Пусть заслуга, накопленная здесь, приведет к наставнику
всех, кто отравлен тремя ядами и терпит страдания. Пусть они
узнают истинную природу того, что противостоит заблуждениям.
Великий гуру Абхайядатташри из Чампаpы в Индии составил
жизнеописания восьмидесяти четырех сиддхов. Монах Мендpуб Шеpаб
аккуpутно перевел их на тибетский язык.
--------------
ИКОНОГРАФИЯ.
---------------
Последователи Тибетского Буддизма, вероятнее всего, впервые
встретятся с сиддхами в живописи - в тибетских танках. Там можно
встретить их иногда в качестве главных персонажей, иногда - как
побочные фигуры. В подчиненной позиции они изображаются, как
правило, над или под основным сюжетом и представляют традицию,
передаваемую в учениях и линиях пеpедачи.
Танки, посвященные сиддхам, обычно образуют серии, где на
каждой картине изображено несколько персонажей. Каждый держит
символ своих занятий и наделен знаками высшего духовного
совершенства.
Иногда сиддхи изображались как монахи или миряне, но чаще
они выглядят как йоги, так как владение йогой - их отличительное
свойство. Иконографические черты йогов определенны: они носят
длинные, не обязательно стянутые в пучок волосы, часто бородаты;
одеты обычно в короткие штаны, хотя могут носить белые одежды
или одну набедренную повязку; часто изобpажаются с тантрическими
укpашениями, с тиарами и подвесками, частью из человеческих
костей; сидят на кучах листьев или шкурах, иногда - на
человеческих костях или трупах. На некоторых изображениях они
держат пояс для контроля положения тела при медитации, или чашу
из черепа, наполненную красной или голубой жидкостью. Череп
здесь является символом тленности и смерти; иногда он означает
также пустотную природу сущего.
Главные фигуры посвященных сиддхам танок всегда окружены
меньшими, которые помогают им или делают подношения. Этот круг
последователей, часто упоминаемый в биографиях, представляет
работу сиддхов на благо живых существ.
П О С Л Е С Л О В И Е.
Традиция сиддхов, несомненно, составляет основу Тибетского
Буддизма, ибо сиддхи и их активность дают нам сущностное
понимание того, что такое Ваджраяна, путь совершенной свободы.
Сиддхами предложена форма реализации, которая пронизывает
заблуждения нашего ума насквозь, - как свет пронизывает тучу, -
открывая в нас ясность и увеpенность, внутреннюю энергию и
спокойствие. Истории сиддхов воплощают учения, полезные для
нашего развития. Если мы поймем то, что они говорят, то,
возможно, обретем Просветление - здесь и сейчас. Этот путь прост
и открыт.
Просветленный ум оставляет позади двойственность, поэтому
йогин может пpоявлять свои учения в любой форме: они могут быть
даже 'скрыты' в нашей повседневности. Чтобы получить полностью
все, что может дать Ваджраяна, мы должны подготовиться.
Возможно, это займет годы. Можно глубоко переживать
невыносимость жизни в миру, или даже стать монахом - это может
пpоисходить по-pазному. Позже необходим правильный контакт
подготовленного ученика и просветленного учителя; только тогда
учитель может передать реализацию Будды,