реакции субъектов (а ими могут быть заказчик, контролер, покупатель) при сравнительной оценке реального качества с «идеальным», созданным либо воображением субъекта, либо записанным в стандартах и другой документации. Существенную роль в решении таких вопросов может сыграть сочетание теории вероятностей, квалиметрии, психоанализа как инструментария теории познания качества продукции, товаров, услуг.
Опыт подсказывает, что есть объективная возможность для многих конкретных случаев формализовать действия по выяснению фактической сущности качества и разработать для этих целей стандартные алгоритмы. Примером такого опыта может служить работа по созданию методик типовых испытаний продукции. Речь идет, если так можно выразиться, о разработке «технологии» познания качества и рекомендаций по ее практическому применению.
Укрепляя теоретические позиции в области управления качеством, нам предстоит четко определиться с использованием таких категорий, как сущность и явление. Будучи философскими категориями, они отражают всеобщие формы предметного мира и степень его познания человеком. Сущность — это внутреннее содержание предмета, в том числе и вся сумма свойств его качества. Явление — это обнаружение, выявление сущности предмета. Таким образом, явление представляет собой познанную часть сущности предмета, в том числе и познанную часть его качества.
Как с этих позиций возможно и допустимо ли толковать в общепринятом смысле понятие «качество продукции»? Что это, сущность или явление? Дело в том, что мы стремимся описать качество в свойствах, притом, как правило, измеримых, т.е. мы уже их мысленно или по опыту узнали, выявили. Может быть, в методологическом плане прав Кант, который считает, что «вещь в себе» находится по ту сторону «явления». Значит качество — это обусловленная зыбкая грань между познанной (вещь для нас) и непознанной (вещь в себе) сущностью предмета.
Касаясь взаимосвязей категорий сущности и явления и анализируя процесс познания, В.И. Ленин писал: «Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т.д. без конца».
Таким образом, процесс познания бесконечен, и качество продукции бесконечно в познании. В то же время стандарты, ТУ, условия на поставку и т.п. содержат некое конечное знание о качестве. Возникают вопросы: почему остановились в познании качества данной вещи именно на этой части сущности и записали в стандарте именно эти требования? Что послужило критерием для фиксации этой части вещи в себе? Достаточно ли нам того, что стало вещью для нас, эффективно ли это и не нужно ли перейти на следующую ступень познания? Если да, то с какой целью — удовлетворения ли потребностей, минимизации ли издержек или с какой-либо другой целью? Вот сколько сразу возникает вопросов с позиции теории познания!
Поиск ответа на вопросы, какие свойства сущности качества необходимо выделить и до какого порядка сущности (первого, второго, … десятого) осуществлять процесс выявления качества, имеет в работе по улучшению качества, в стандартизации большое практическое значение и требует к себе серьезного внимания стандартизаторов, философов, других ученых.
В познании качества важную роль играют опыт разработчика, его творческая интуиция, а также такие категории, как