состояние потребителей продукции и ее производителей.
Многие виды продукции оцениваются не по измеренному сочетанию свойств, а по той идее, тому символу, с которым их соединяют люди. Особенно четко это видно при выборе и приобретении подарков. В этих случаях главным образом учитываются те свойства, которые предположительно вызовут желаемые эмоции у будущего владельца. Несомненно, подобную духовную составляющую несут изделия, связанные с государственной символикой, знаками воинской или трудовой доблести, а также ювелирные изделия.
Нет сомнений, что к рассматриваемой проблематике имеет прямое отношение деятельность в области дизайна, по крайней мере, та его часть, которая связана с проектированием предметного мира на основе методов художественного конструирования. Можно считать, что к настоящему времени сформировалась ветвь практического промышленного применения достижений эстетики — техническая эстетика.
В круг вопросов качества продукции, товаров, услуг и их связи с эстетикой как выразительницей некоторой доли духовности попадают вопросы эстетического воспитания и эстетической профессиональной подготовки персонала. Причем в специальной эстетической подготовке нуждаются как создатели и производители продуктов, так и потребители, пользователи: первые для того, чтобы заложить в продукцию те свойства, которые могут вызвать у потребителя положительные, благородные эмоции; вторые — потребители, пользователи — чтобы могли увидеть, почувствовать, осознать свойства продукции, радующие душу и получить максимум удовлетворения, удовольствия, наслаждения.
ТРЕТЬЕ РЕЗЮМЕ
Подытоживая эту часть рассуждений, допустимо, на наш взгляд, сделать такие выводы:
качество продукции, товаров, услуг и духовность, частично выраженная в красоте, этических и эстетических характеристиках, органически, естественным образом связаны друг с другом;
духовная составляющая результатов продуктивной человеческой деятельности, творчества всегда была объектом исследований и размышлений для пытливых умов в разные эпохи и в разных странах. Этот багаж должен послужить фундаментальной основой практических дел в области улучшения качества продукции, товаров, услуг.
ЕЩЕ РАЗ О БЕСКОНЕЧНОСТИ ПРИРОДЫ КАЧЕСТВА
Сделанные выводы свидетельствуют о том, что предстоит не просто усилить разработку темы «Качество и духовность», а во многом организовать работу с самых начальных стадий.
Значение духовной составляющей качества продукции, товаров и услуг в последние годы начинает возрастать и все сильнее влияет на конкурентоспособность товаров, на товаропроизводителей, а также на запросы потребителей и покупателей.
Осмысление проблематики качества продукции, товаров и услуг под углом зрения на их духовную составляющую еще раз позволяет констатировать сложность, многообразие и бесконечность природы качества. Вновь и вновь приходится предупреждать себя о недопустимости упрощенчества как в области теоретических, так и практических работ по качеству.
Еще одно необходимое замечание: усиление работ в области качества имеет особое значение для нашей страны, в историческом развитии которой наблюдается естественная тяга к духовной составляющей жизни. Это — особая, серьезная тема, заслуживающая пристального внимания, изучения и разработки.
КАЧЕСТВО И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Теперь кратко остановимся на вопросах философско-познавательного характера проблемы «Качество и духовность». В интересах повышения эффективности деятельности по улучшению качества, укреплению ее научной базы следует более полно использовать основополагающие идеи теории познания, теории отражения, их понятийный аппарат, методологию и методы.
Работа в этом направлении открывает дополнительные возможности дальнейшей объективизации знания о качестве как для каждой стадии жизненного цикла продукции, так и каждой операции процесса проектирования, каждой технологической операции изготовления, контроля, испытаний и сферы потребления.
При дальнейшем развитии теоретической базы в области качества следует обратиться к использованию в нашем деле таких фундаментальных философских категорий, как вещь в себе, вещь для нас, сущность, явление и ряд других.
Специалистам по качеству нет необходимости подчеркивать значение достоверности знания о качестве. В то же время с позиций современных требований возникают и новые трудности, и новые возможности в развитии методов познания качества. Достаточно обратить внимание, например, на такой аспект, как повышение объективности